Театр всегда с тобой

Все чаще в России устраиваются онлайн-трансляции спектаклей Екатерина Васенина   «Театрал» не раз писал о том, как театр покоряет интернет-пространство. В , и мы вынуждены писать новую «Тему номера» – сегодня в большинстве российских театров появилась собственная видеослужба, задачи которой – записывать спектакли и транслировать их в Интернете. Эксперты говорят, что театр покоряет онлайн-пространство в первую очередь с рекламной целью.

В век цифровых технологий важно заинтересовать зрителя любой ценой. И чем больше людей благодаря Интернету узнает о том или ином спектакле, тем больше вероятность, что билеты на него будут раскуплены.

«Хотим заинтересовать зрителя»

Похоже, что об увеличении доходов театральной кассы забеспокоилось и государство. Так, в частности, департамент СМИ и рекламы Москвы создал на сайте YouTube канал «Золотая коллекция телевизионных версий спектаклей московских театров». На момент подготовки номера в печать у канала было 2,5 тыс. подписчиков и около 150 тыс. просмотров.

Выложены спектакли «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» театра «Современник», телеверсия «Троянской войны не будет» Театра имени Станиславского, «Ревизор» Сергея Арцибашева, поставленный в Театре имени Маяковского.

Похоже, что онлайн-просмотр спектаклей постепенно входит в моду. Это подтверждает и опрос, проведенный «Театралом» (см. «Языком цифр»). Половина респондентов готовы заплатить, чтобы посмотреть спектакль, на который трудно попасть.

Впрочем, не только государство, но и бизнес тоже заинтересован в инновационном сотрудничестве с театрами. Например, недавно партнером Театра имени Ермоловой в трансляции спектаклей на экранах Тверской улицы стала одна из информационно-технологических компаний. Специалисты оснастили зрительный зал видеокамерами, смонтировали кабельную систему и в витрине театра на Тверской улице разместили мониторы. Худрук театра Олег Меньшиков так прокомментировал это нововведение:

– Для нас онлайн-трансляции – интересный эксперимент. Столь необычным форматом мы хотим заинтересовать зрителя, который пока остается в стороне.

Со временем Театр Ермоловой планирует транслировать эти спектакли в Сети, как порой делает «Мастерская Петра Фоменко».

Опера в глубинке

Несколько московских театров взяли на вооружение показ спектаклей за деньги. Такая технология, уже давно принятая во всем мире, называется video on demande, «видео по запросу». После оплаты банковской картой (сумма взноса везде примерно одинакова – 300–400 рублей, что равняется стоимости самого дешевого билета на галерку) пользователь получает право одноразового просмотра спектакля текущего репертуара.

Этим путем пошли РАМТ, Маяковка, Театр имени Вахтангова, и победит здесь (то есть начнет получать прибыль благодаря такой инновации) тот, кто будет ответственно подходить к съемкам и выполнять их качественно.

К счастью, мода на онлайн-трансляции захлестнула не только столичные театры: так, буквально в феврале в Интернете можно было посмотреть «Дом Бернарды Альбы» Ярославского театра имени Волкова в постановке Евгения Марчелли. За ним последовал показ «Циников» Мариенгофа в постановке Михаила Бычкова Воронежского камерного театра. Ориентация театральных порталов на яркие российские спектакли, многие из которых стали лауреатами театральных фестивалей или пока только собрали хорошую прессу, в какой-то мере заменяет регулярный телетеатр, которого было много на советском телевидении.

Новосибирский оперный театр тоже участвует в модном тренде: в рамках совместного проекта с известным порталом классики начал трансляции своих спектаклей. Уже показано «Лебединое озеро» и «Корсар» в формате HD (High Definition), трансляции были доступны не только на компьютерах, но и на устройствах iOS (iPhone/iPad). Техническая доступность и совместимость с основными платформами Android и iOS, «малый вес» видеофайла для работы в сетях 3G плюс высокое качество картинки – вот необходимые условия для развития «театра в Сети».

Красноярский театр оперы и балета на своем сайте показал минувшей зимой премьеру модерн-балета «451 градус по Фаренгейту» и фестиваль «Парад звезд в оперном». А благодаря тому, что у Красноярского края хорошее материальное положение, такие акции более чем оправданны, поскольку Интернет есть даже в отдаленных селениях, где электричество добыто через альтернативные источники энергии.

Театр на киноэкране

Отдельного разговора заслуживает Большой театр, который в Сети наладил регулярные трансляции своих спектаклей. Правда, речь идет о такой своеобразной форме, как кинопоказ. Одну только «Баядерку» в постановке Юрия Григоровича в январе этого года могли посмотреть зрители 800 кинотеатров Европы, США, Бразилии и Японии в прямой трансляции.

Заместитель гендиректора Большого Антон Гетман считает, что, поскольку достигается стопроцентный «эффект присутствия», зрители оказываются в Большом театре без утомительного авиаперелета и получения визы.

В Москве самые дорогие кинопоказы спектаклей сегодня одна из компаний устраивает в рамках сотрудничества с Metropoliten Opera. Программа называется «Вживую из Метрополитена: трансляции оперных спектаклей на киноэкранах мира». Составлен график показов сети «Формула кино» в Москве и Петербурге на несколько месяцев вперед. Билеты можно выкупать заранее, как в настоящую оперу.

Стоимость билетов на такое кино – от 900 до 2400 рублей. Проект международный, в Россию пришел на шестом году существования, а за пять лет оперные спектакли самого знаменитого оперного театра мира посмотрели около 2,5 млн. зрителей в 50 странах. Похоже, что театр в Сети и сам не знал о своем благородном и благотворном влиянии на человечество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *