Опера на новый лад
Владимир Федосеев показал, как концертное исполнение можно превратить в спектакль
В последнее время концертным исполнением опер увлеклось большинство московских оркестров и известных дирижеров. Включившись в это течение, главный дирижер Большого симфонического оркестра им.
Чайковского Владимир Федосеев выбрал хорошо знакомую москвичам оперу Римского-Корсакова «Царская невеста» и сумел добиться неожиданного результата.
Трудно понять, почему кинорежиссеры до сих пор не добрались до истории о невесте царя Ивана Грозного Марфе Собакиной. Она так и просится на экран: задумав жениться в третий раз, царь велел собрать 2 тысячи красавиц со всей России, устроил смотрины и после нескольких «отборочных туров» выбрал Марфу.
Но, поселившись во дворце, девушка заболела и вскоре умерла. Ходили слухи, что ее отравил кто-то из завистников. По версии Римского-Корсакова, Марфу из ревности отравила Любаша, любовница опричника Григория Грязного, влюбленного в царскую невесту.
Романтический сюжет и красивая музыка всегда делали эту оперу одним из репертуарных хитов. Но это нисколько не помешало эксперименту Федосеева.
Маэстро, известный в России как симфонический дирижер, прославился на Западе как дирижер-постановщик опер (в его послужном списке даже есть «Царская», поставленная в оперном театре Цюриха).
В результате маэстро превратил концертное исполнение оперы в полуконцертное, похожее на настоящий спектакль. Пространство Концертного зала им.Чайковского отлично для этого подошло. На постановку пригласили режиссера-македонца Ивана Поповски, выпустившего свою версию «Царской невесты» в Центре оперного пения Галины Вишневской. Она и стала основой для нового представления.
В него попала часть декораций – белые широкие лестницы с перилами, утыканными свечами. И основные лейтмотивы: человек в черном капюшоне, появляющийся в драматические моменты, эпизод, когда Любаша может дотронуться рукой до лица Марфы, застывшей как изваяние, и еще несколько сцен. Хотя «Царская невеста» в Зале им. Чайковского получилась совсем другой.
Действие было построено на графических контрастах: в белом пространстве с балконами особенно рельефно смотрелись черные фигуры хора, спускавшиеся сверху вниз. По заднику двигались тени, как в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Порой казалось, что ожили изображения, высеченные резцом на белых стенах храма или дворца. Дирижируя, маэстро Федосеев выбирал неторопливые темпы, давая возможность всем певцам продемонстрировать красоту голосов. Но главной героиней вечера стала не Марфа (Ирина Дубровская) или Грязной (болгарин Владимир Стоянов), а Любаша (Ольга Бородина).
Эта партия одна из коронных в репертуаре примадонны Мариинки. Она должна была петь ее в родном театре, но отказалась участвовать в спектакле, не сработавшись с режиссером Юрием Александровым. На этот раз Бородина пела и играла так, что вопросы, концертное это исполнение или спектакль, отпали сами собой. А любовный треугольник, обозначенный Римским-Корсаковым, получился неравнобедренным. «Царская невеста» стала историей о том, как сильная и страстная Любаша полюбила заурядного, ничем не примечательного человека, в отчаянии решилась на убийство соперницы.
Но осознав, что причина ее несчастья вовсе не Марфа, а Грязной, покаялась и приняла как освобождение его удар ножом. Не исключено, что Федосеев и Бородина еще раз повторят эту «Царскую невесту» где-нибудь на Западе.
Ольга Романцова, newizv