«Цель у нас одна – сделать реально полезный проект»
Худрук проекта «Театр имени Йозефа Бойса» рассказал «Московским Новостям» о том, как вывести театр из искусства в жизнь и, с его помощью, решить реальные проблемы.
Контекст
- Искусство, которое действует
- Театр.doc учит школьников любить литературу
- Плейбек-театр играет пьесы из жизни
— Что подтолкнуло Вас на создание такого эксперимента?
— Наша идея — это нарушение многих правил, потому что мы пытаемся изменить мир театром. Все привыкли, что театр задает вопросы, но «Театр скорой помощи» — это театр, который делает.
В этом году на 7-й Берлинской биеннале мы представили наш проект с программой «Театр, который действует» (Theater that acts). Мне очень нравится такая формулировка. Я думаю, что «Театр скорой помощи» — именно та история, которая должна изменить мир.
Не в глобальном смысле, но в конкретных случаях. В России я увидел огромную несправедливость, и возникло желание помочь и изменить фальшивое, нездоровое развитие событий.
— Только в России или в других странах?
— По-разному.
Концепция нашего театра изменилась отчасти потому, что я уже не живу в Москве. После 15 лет жизни здесь я вернулся в Германию, потому что возникли новые идеи для реализации. Театром имени Йозефа Бойса я занимаюсь семь лет, и он ни в коем случае не прекратит существования — проекты, которые задуманы и начали реализовываться, будут жить.
Например, «Театр скорой помощи». Просто мы больше не будем привязываться к одной площадке или стране. Идея театра остается, но отправляется в путешествие.
— Вы считаете, театр может решать социальные вопросы?
— Есть одна серьезная проблема. С подобными проектами есть такой соблазн – уйти во вкусную скандальную историю. Но на самом деле цель у нас одна — сделать реально полезный проект и не использовать острые темы для каких-то там медийных событий. В последнее время в московских театрах пошла мода спекулировать социальной темой, и я хочу этому противостоять.
Мы не будем шумными, и постараемся доказать, что у социального театра одна цель — конкретная польза. Поэтому мы этим и занимаемся.
— Как все началось?
— Не было идеи глобальной театральной программы, идея родилась спонтанно, мы просто хотели помочь сахалинскому театру кукол. Но месяц назад я понял, что это именно то, чем я хочу заниматься регулярно. Я считаю, что искусство может быть полезно миру и конкретно этот мир изменить — изменить сознание, дело, ситуацию. Ведь многие люди боятся публичности, и даже если ты ничем конкретным не можешь помочь, то хотя бы твой голос скажет за них, поможет им озвучить какие-то важные вещи.
Почему эта помощь скорая — потому что в таких ситуациях нужно действовать быстро.
— Как Вас нашел сахалинский театр?
— С этим театром хорошо знакомо творческое объединение «Культпроект».
Они рассказали нам, что там происходит, и мы приняли участие по своей инициативе. Это был первый этап, мы только формируем проект, и пока что ничего не ищем сами. Мы не навязываем помощь и, в будущем, будем действовать в том случае, когда нас позовут сами. В разрешении сахалинского конфликта наша польза была минимальна, но обе стороны хотя бы начали при нас общаться. В период нашего участия дирекция театра начала вести диалог с актерами.
На Сахалине, как и везде, много чиновников, и они могли бы сказать: «Что вы лезете, идите вон с Сахалина». Но Министерство культуры острова искренне старалось участвовать и объяснить свое видение ситуации. Чиновники повели себя на удивление приветливо.
— Если кто-то захочет к Вам обратиться, как ему позвонить в Вашу «скорую»?
— Я думаю, что мне нужен специальный номер. Телефонный номер скорой помощи, куда будут звонить люди и просить о помощи, и я вот-вот им обзаведусь!
С 24 декабря он будет работать круглосуточно. Наш театр — это место, где каждый, у кого есть экзистенциальная идея, может к нам обратиться, и мы найдем форму, для воплощения этой идеи. Театр в этом случае – идеальный медиум, он живет от контактов людей друг с другом, а также решает вопросы. Это причина, по которой мы сделали театр.
— Какова ваша роль в жизни Театра.doc?
— Я участвовал в создании Театра.doc и в последние годы курировал документальное направление, но вот уже год этим не занимаюсь. Люди, которые создали Театр имени Йозефа Бойса, познакомились с Театром.doc и последний огромным образом помог. Doc – потрясающее место, которое даже рождает другие театры, но выполняет несколько другую эстетическую функцию.
Для меня, как худрука театра имени Йозефа Бойса, очень важна работа художника — как того, кто осмысливает реальность.
Я считаю, что театр надо вывести из гетто искусства в жизнь. Тогда он становится интересным и действующим. Мне вот вчера друг в фейсбуке написал: будь осторожен, ты можешь своим проектом навредить людям. Это верно — нужно быть чертовски внимательным, просчитывать каждое действие и быть готовым к ошибкам.
Каждый твой шаг предполагает огромную ответственность, когда ты применяешь театр в реальной жизни и решаешь конфликты не на сцене, а непосредственно в социуме. Это то, чем мы занимаемся в «Театре скорой помощи». Живой сценарий, реальные фигуры, финал — всегда непредсказуем, получается документальный театр live.
Вот так твой театр становится работой для других.