Фортепианный вечер Анны Шелудько

театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича (малый зал)»

30 ноября  в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии состоится Фортепианный  вечер Лауреата международных конкурсов, Анны Шелудько.  В программе: РОБЕРТ ШУМАН Аллегро си-минор op.8, Соната фа-минор op.14;  АЛЕКСАНДР СКРЯБИН Соната-фантазия op. 19, Прелюдии op. 16, Фантазия op. 28.   Каждый концерт пианистки незабываем: завораживает яркая изысканная программа, обворожителен ее элегантный образ на сцене, невероятны бушующие стихии страстей и вдохновляющее чувство артистической свободы. 

Анна Шелудько выступала с Молодёжным оркестром Мариинского театра,  симфоническим оркестром филармонии г.Нагойя (Япония), оркестром радио WDRГермании, симфоническим оркестром филармонии г.Масан (Южная Корея), государственным  оркестром «Классика», оркестром театра оперы и балета СПб Консерватории, оркестром Санкт-Петербургской камерной филармонии. Партнерами пианистки были  дирижеры, Александр Канторов(СПб), Туган Сохиев (Санкт-Петербург), Казумаза Ватанабе (Япония), Петер Гюлке (Германия), Илья Дербилов(Россия), Бэк Джин Хён (Ю.Корея).

Анна Шелудько родилась в 1981 г. в Уфе. Начальное образование получила в уфимской средней специальной музыкальной школе в классе своей мамы Аллы Зуевой,  продолжила обучение в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н.А.

Римского-Корсакова (класс  Олега Кошелева). В » Санкт-Петербург (II премия); Международный конкурс «Берег Надежды» г.Добрич,Болгария (I премия); международный конкурс пианистов Tomassoni Foundation, Кёльн, Германия (диплом и приз публики); XXIII международный конкурс пианистов им.

Этторе Поцолли, Сереньо, Италия (диплом и специальный приз) и др. Награждалась стипендиями фондов «Русское исполнительское искусство» Москва; Дворцы Санкт-Петербурга; Gartow Stiftung; Ученого совета СПбГК; Комитета по культуре в рамках программы «Юные дарования Санкт-Петербурга».

* * *

Роберт Шуман (1810 -1856) в детстве был склонен к литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были даже посмертно изданы. В  юности Шуман колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

Но музыка, идея стать концертирующим пианистом, привлекала всё больше. Когда он полностью посвятил себя музыке и стал заниматься с фанатичным упорством, это привело к беде. Форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Так рука навсегда сделалась неспособной к виртуозной игре на фортепиано.

Именно тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман глубоко отражал в своей музыке личностную природу романтизма. В своих ранних сочинениях он пытался порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограниченных.

Аллегро си-минор op.8 (1831). Сочинение посвящено Эрнестине фон Фрикен, первой любви Роберта Шумана. Это страстное, бурное и пылкое сочинение молодого Шумана, в котором пианист  может проявить свои самые сильные стороны: огненную технику, воодушевляющий артистизм, и лирическое начало. 

Соната фа-минор op.14 (1836, «Концерт без оркестра»). Соната фа-минор сочинялась в трагические месяцы: в феврале 1836 года у Шумана умерла мать, сорвались планы на женитьбу.  Шуман просил разрешения жениться на 18-летней Кларе, и получил резкий отказ от отца невесты. Об этих переживаниях «говорит» звучащая признанием вариационная часть сонаты, написанная на тему клариного Андантино. Об этом повествуют и чувства отреченности, излучаемого первой и заключительной частями этой сонаты. Несмотря на препоны упрямого отца, не желавшего выдавать свою дочь за Шумана, молодые все же обвенчались.

Произошло это спустя четыре года.  12 сентября 1840 года накануне дня рождения Клары, которой исполнялся 21 год, в церкви в Шёнефельде. Период жестоких испытаний закончился.

Александр Скрябин (1871- 1915) считал  главной проблемой своего времени «недостаточность», «узость» тональности. Решил он эту проблему тем, что усложнил до предела гармонию. В музыке Скрябина отчётливо чувствуются нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. Эти же черты отличали музыку Роберта Шумана. Кумиром Скрябина был Лист, и в особенности Шопен, творчеством которого в свое время восторгался и Шуман.

Любопытны и другие биографические совпадения. Как и Шуман, Скрябин рано потерял мать. По окончании консерватории Скрябин, тоже хотел сделать карьеру концертирующего пианиста, но в 1894 году переиграл правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать.

Первой супругой композитора также была молодая привлекательная пианистка.

Соната-фантазия №2 соль диез минор op. 19 (1892-1897). Первую часть автор написал в Италии, вторую — в Крыму.

Впервые соната была исполнена автором в Париже в 1896 году. За эту сонату Скрябину была присуждена премия имени М. И. Глинки. Программа сонаты связана с морем: «Я так люблю море и так стремлюсь к нему. Вот где простор, не говоря уже о бесконечности красок и форм». Первая часть (Andantе) — прозрачна, воздушна, наполнена игрой бликов.

Вторая (Presto) — бурная, порывистая, беспокойная. Полная эмоциональных контрастов, лирических повествований и выразительных речитативов (характерная черта позднего Скрябина), соната требует от артиста высокой палитры чувств.

Прелюдии op. 16 (1894 — 1895) В феврале 1894 года Скрябин впервые выступает в Петербурге — как пианистисполнитель собственных произведений. Отталкиваясь от классического образца -24 -х прелюдий Шопена, охватывающих все тональности, Скрябин задумал написать два таких цикла, но ограничился одним. Остальные прелюдии, сочинённые в связи с этим замыслом, были объединены при издании в отдельные сборники.

Количество прелюдий показывает, насколько композитор был увлечён ими (около 50 в течение 1895-1896 гг.).

Фантазия си-минор op. 28. (1900- 1901) Общаясь в эти годы с В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом и В.И.Ивановым, Скрябин освоил миросозерцание символистов, все более утверждаясь в магической силе музыки. Скрябин считал, что музыка призвана спасти мир.

Композитор в 1900-е годы уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии искусства. Он верил в его преобразующую силу, верил в творческую личность. "Иду сказать…, — писал он в эти годы, — чтобы они… ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать… Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет.

Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его".

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *