Яблочный театр… из натуральных ингредиентов высшего качества
«Люди и премьеры» с Александром Мягченковым Александр МЯГЧЕНКОВ, Марина МЕРКУЛОВА Как только выйдешь из метро «Таганская», нужно пройти по улице Солженицына, потом свернуть на Станиславского. Что, не слышали о таких? Неудивительно. Еще недавно обе улицы назывались Большая и Малая Коммунистические.
Да, время поменялось. Но именно на улице Станиславского с недавних пор поселилась Студия театрального искусства – новый театр, за стенами которого время словно остановилось.
Существует студия три года. Последние полтора – в помещении бывшей золототкацкой фабрики купца Алексеева – того самого, который вошел в историю под псевдонимом Станиславский. Константин Сергеевич.
Труппа театра целиком состоит из учеников Сергея Женовача, режиссера и педагога Российской академии театрального искусства.
Внутри старинного отремонтированного здания – белые кирпичные крашеные стены. Мебель начала века. Бабушкины буфеты и дедушкины книжные шкафы.
Фотографии в рамочках. Вместо обычных столиков – один большой обеденный стол с белой скатертью. Общее варенье в вазочках – клубничное, черничное, брусничное… Зеленые яблоки в мисках.
Именно зеленые – с намеком. Мол, у нас все только начинается, молодо-зелено. Но зрителям до намека нет никакого дела. С удовольствием откусывают аппетитные яблоки и улыбаются: диковинно. На стене рядом с меню важная пометка: «Всё только из натуральных ингредиентов высшего качества».
Что это? Куда мы попали? Это не сон?
Зрительный зал на спектакле «Три года» всегда битком. Стоят даже в проходах. Смотрят на сцену, где в полной тишине, без музыки, без атмосферы все три часа присутствуют все артисты.
Кто-то говорит, кто-то передвигается, а кто-то просто спит на железной кровати – лежит, ворочается, вздыхает… Все босые и в ночных рубашках. В общем, всё, как дома – по-семейному.
Антон Павлович Чехов написал повесть «Три года» как семейную историю о немолодом москвиче Алексее Лаптеве (Алексей Вертков), который женится на юной провинциалке Юлии Белавиной (Ольга Калашникова). Оба мучаются: он – потому что любит, она – потому что нет. Правда, через три года они меняются местами, но… это ничего не меняет. Счастье в руки не дается.
Ни при каком раскладе. Не умеют, катастрофически не умеют наши люди быть счастливыми. Или не хотят?
В общем, остается одно – терпеть эту жизнь и держать равновесие, скрипя панцирными сетками железных кроватей.
В антракте спектакля «Три года» из зала не ушел ни один зритель. Удивительно. Спектакль трудный, актеры на сцене практически предоставлены сами себе. Лица их зрителям не знакомы – в современном сериальном кино актеры Женовача практически не участвуют (за исключением Алексея Верткова, великолепно сыгравшего в «Палате №6» Карена Шахназарова).
Они произносят текст о превратностях любви, не всегда имея собственный взрослый любовный опыт. Пространство ограничено. Актеры почти не двигаются. Можно закрыть глаза и слушать – чем не радиотеатр? Но зрители глаза не закрывают.
Они полны восторга и после спектакля кричат «Браво!». Может быть, зритель у этого театра какой-то особенный? Посвященный? Из другого мира? Не избалован современным динамичным зрелищным театром?
Не подвержен суете, искушениям, заботам? А может быть, мы вообще и не в театре были?..
В финале актеры не кланяются и не уходят. Сидят и смотрят в зрительный зал. Зрители долго хлопают в ладоши, недоумевают. Потом все же потихоньку начинают тянуться из зала на улицу. Актеры остаются.
Кажется, что они на улицу не выходят никогда.
«Особое мнение» «Театрала» смотрите в передаче «Люди и премьеры» на канале «Столица»