И станешь ты столицей

Ростов-на-Дону театральный Виктор БОРЗЕНКО, Ростов-наДону, специально для «Театрала»   На сцене театра драмы им. М. Горького в 1930-е гг. Юрий Завадский и Александр Таиров ставили спектакли.

Зал взрывался аплодисментами, когда в образе Сальери появлялся Ростислав Плятт. При неизменных аншлагах шла комедия «Укрощение строптивой», где Вера Марецкая и Николай Мордвинов играли в веселую войну, в которой побеждает любовь. Эти подмостки помнят шаги Станислава Чекана, Александра Кайдановского, Игоря и Аристарха Ливановых, Владислава Ветрова… Однако речь вовсе не о столичном театре.

Судьба стольких знаменитых актеров была связана с Ростовом-на-Дону. Здесь и известные режиссеры начинали свой творческий путь: Анатолий Васильев, Геннадий Тростянецкий, Кирилл Серебренников, драматург Виктор Мережко…

Но, несмотря на обилие звездных имен, Ростов трудно назвать театральной столицей Юга России. Атмосфера в городе обладает странным свойством. Драматическое искусство здесь всегда было склонно к «облегченности»: к комедии и мелодраме. И сегодня в репертуаре Академического театра драмы им.

М. Горького ставка сделана на кассовые комедии Птушкиной, Вебера, Куни… Даже спектакль, поставленный по произведениям В. Шукшина («Страсти по Ивану»), имеет подзаголовок «балаган-шоу». Публика, привыкнув к легкости сценических произведений, не жалует спектакли, поставленные на качественно ином уровне.

Так, в 1999 году Геннадий Тростянецкий, уже будучи прославленным режиссером, вернулся в свой родной город, чтобы на сцене Академического театра драмы им. М. Горького поставить комедию Островского «Бешеные деньги». Тростянецкий не заискивал перед труппой, а требовал максимально кропотливой работы.

И все же спектакль продержался в репертуаре недолго. Его списали: дескать, плохо заполняется зал. Сегодня в Ростове 1,7 млн. жителей. Конечно, не проблема наполнить зал в 700 мест, тем более что в городе десятки вузов, много приезжих, а драматических театров всего два. При умелой работе завлитов и администраторов любому, даже самому трудному спектаклю можно сделать хорошую рекламу.

Но, очевидно, такая задача не ставится.

От Завадского до Еремина

В первый раз театральный бум случился в 1936–40 годах, когда, перед угрозой сталинских репрессий, Юрий Завадский возглавил Ростовский театр драмы им. М. Горького. И позже, спустя годы, городские театры вновь расцвели, когда из столицы приехал выпускник ГИТИСа Юрий Еремин.

Почти десять лет он проработал в Ростове, начиная с 1974 года. Сперва возглавлял ТЮЗ, позже – Театр драмы им. М. Горького. Юрий Иванович разработал масштабный план, как повысить уровень местной театральной культуры.

В первую очередь предполагалось пополнить афишу модными литературными произведениями. Но лишь на время, чтобы они сыграли роль своеобразной заманухи. Поэтому работу в Театре драмы им. М. Горького Еремин начал с постановки спектакля по роману А. Хейли «Аэропорт».

План сработал: заинтересовавшись яркой постановкой, зритель вернулся сюда и попал в просторный дом умирающей старухи-сибирячки Анны. Пришел последний срок ее жизни на земле… Речь о спектакле «Последний срок», в котором замечательно играли корифеи труппы – народные артисты России Игорь Богодух, Клара Абашина, Елена Кузнецова и др. Ереминский «Последний срок» обращался к каждому зрителю с вопросом: кто ты и откуда?

И не забыл ли корней своих? В театр нельзя было достать билетов. Говорят, некоторые зрители пробирались на спектакли через пожарную лестницу.

Грустное время комедий

Сегодня не самый лучший период в истории двух драматических театров. Из труппы Академического театра драмы им. М. Горького в силу ряда интриг вынуждены были уйти корифеи, народные и заслуженные артисты, на творчестве которых выросло не одно поколение зрителей.

А в Молодежном академическом театре второй год подряд нет главного режиссера. Объявлен конкурс, и на разовые постановки приглашают режиссеров из других городов: в итоге репертуар интенсивно меняется, но театр перестал ГОВОРИТЬ со зрителем. О жизни, о долге, о любви.

Пестрые комедии просто сливаются в общую серую массу театрального репертуара: крайне редко появляются живые, многокрасочные спектакли, какими они были при Еремине. Несомненно, театр должен веселить зрителей, но, когда развлечений становится так много, легко потерять высоту, набранную предшественниками…

Пару лет назад напомнить о былом величии академического театра решился Кирилл Серебренников, когда взялся за постановку пьесы Р. Харвуда «Квартет». Спектакль получился удачным, правда, Кирилл, много занятый в столице, не смог завершить постановку до конца. Вместо него это сделал художественный руководитель театра Николай Сорокин. Четыре народных артиста Михаил Бушнов, Игорь Богодух, Татьяна Шкрабак и Тамара Яблокова играли актеров оперной труппы, которые на склоне лет случайно встретились в доме престарелых. Ростовские артисты играли не просто любовную историю, а вкладывали в образы своих героев все то, чего не успели сказать за долгие годы работы на сцене.

К сожалению, эту трогательную лирическую постановку вскоре тоже вычеркнули из репертуара.

Когда не пустует зал

В Ростовском академическом Молодежном театре минувший сезон порадовал премьерой комедии П. Кальдерона «Дама-привидение», поставленной Борисом Уваровым. Этот питерский режиссер создал спектакль в традициях вахтанговской театральной школы. «Дама-привидение» продумана до мелочей, здесь много гротеска, трюков, перевоплощений, что в современных молодежных театрах встречается все реже. В репертуаре театра много классики: «Гамлет», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Чайка», «Полет над гнездом кукушки» и др.

Однако все это – заслуга прежнего художественного руководителя театра Владимира Чигишева. Он возглавлял театр 20 лет, а с недавних пор руководит Казанским ТЮЗом.

Но есть в городе совсем молодой Музыкальный театр, который сегодня даст фору любому раскрученному драматическому. За восемь лет своего существования он успел войти в пятерку лучших музыкальных театров страны и обрести славу в Европе. Он часто гастролирует за рубежом – на лучших оперных и балетных площадках Лондона, Парижа, Рима, год назад были гастроли на сцене Большого театра. Начав работать на ощупь, с теми силами, что были под рукой, художественный руководитель театра Вячеслав Кущев добился невероятного: при высоких (столичных) ценах на билеты в центре Ростова есть театр, в котором никогда не пустует зал, а частыми гостями и сотрудниками театра являются дирижеры и солисты из Италии, Испании, Англии…

Влад Ветров (ныне актер театра «Современник», а тогда исполнитель роли Телятьева):

«Артисты буквально изнемогали от колоссального темпа. Было много споров о методах режиссуры, дело едва не окончилось скандалом. Но спектакль имел успех: его приезжали смотреть столичные критики. А вскоре после премьеры нас пригласили в Москву — сыграть «Бешеные деньги» на сцене Малого театра.

Было много восторженных откликов и рецензий».
Игорь Богодух (артист Театра драмы им.Горького, известный столичным зрителям по фильмам «Миллион в брачной корзине», «Узник замка Иф», «Дневник убийцы»):

«Еремин требовал такой глубины проникновения в материал, что надо было просто вывернуться наизнанку. А как он умел, не повышая голоса и не делая резких движений, держать всех в строгости! Достаточно было ему вступить на порог, как все уже знали: Еремин в театре! Все по своим местам.

Несерьезное отношение к работе вообще было исключено».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *