Жестокая ничья

Анастасия ТОМСКАЯ   Малоизвестная пьеса Шекспира «Мера за меру», эта иллюстрация к библейскому «Не судите, да не судимы будете», у режиссера Юрия Бутусова превратилась в длинную и совершенно беспросветную историю. В черное пространство сцены, как в картонную коробку, свалены столы, стулья, искусственные цветы, пластиковые опустошенные бутылки.Жестокая ничья Неопрятный, нездоровый мир. Тут правит герцог Винченцо, поборник нравственности, который доверяет ближайшему приспешнику «закрутить гайки» не в меру распоясавшемуся населению.

Но Анджело не оправдывает надежд правителя: соглашается отменить казнь «прелюбодея» Клаудио за ночь любви с его сестрой Изабеллой, готовящейся к пострижению в монахини.

В этом уродливом черном мире не место любви (поэтому Клаудио со своей возлюбленной все время ходят трепетной караморой, глядя друг другу в глаза, замкнувшись сами на себе). Не место и хэппи-энду (хотя Клаудио и не лишится головы благодаря вмешавшемуся герцогу Винченцо).

Зал порой хихикает: в «Мере за меру» есть несколько забавных персонажей. Всех их – решенных в гротесковом ключе, от визгливого судьи в парике до заключенного в городской тюрьме, – играет Виктор Добонравов. Но эти «веселые картинки» оттеняют самое страшное и тоскливое.

Изабелла Евгении Крегжде – это прежде всего женщина. Очень красивая, живая, яростная и страстная, с хрипловатым, завораживающим голосом. Но – и вот ужас – тем по-женски притягательнее она в своем искреннем религиозном порыве.

Винченцо и Анджело играет Сергей Епишев: ни дать, ни взять Одетта и Одиллия. Кстати, с танцами тут все в порядке: герои порой принимаются танцевать какое-то жутковатое урезанное танго, дерганое, марионеточное, почти конвульсивное.

Но только белые перья Винченцо ненадолго остаются такими: он, подобно своему ставленнику, тоже набрасывается на эту несчастную монашку, источающую загадочные феромоны. А может, дело не в феромонах, просто сама по себе добродетель так раздражает?..

Финал тосклив: опять загнанная в угол, в очередной раз истерзанная и измятая жадными потными пальцами Изабелла лежит на столе и воет от тоски. Вот уж воистину: несчастная судьба добродетели. Кстати, эту, вахтанговскую Изабеллу, так и хочется переименовать в Жюстину – получился бы отличный поклон в сторону маркиза де Сада и милой девушки из самого знаменитого его романа, благосклонности которой грубо добиваются монахи.

И да – финала как такового у вахтанговской постановки нет. Добродетель, конечно, не победит, но и насилие, очевидно, не выиграет. Одетта и Одиллия вывели партию в пат.

«МЕРА ЗА МЕРУ» Театр им. Вахтангова
Режиссер Юрий Бутусов
Сценография Александр Орлов
Композитор Фаустас Латенас
Балетмейстер Николай Реутов
В ролях: Сергей Епишев, Алексей Кузнецов, Евгения Крегжде, Мария Бердинских, Виктор Добронравов и другие
Продолжительность спектакля: 3 часа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *