Живой журнал Григория Печорина
«От первого лица». Новый драматический театр Ирина АЛПАТОВА В то время, как героев нашего времени (или их антиподов) повсеместно ищут в творениях молодых драматургов, художественный руководитель Нового драматического театра Вячеслав Долгачев обратился к классическому первоисточнику, поставив на сцене своего театра спектакль «От первого лица» по хрестоматийному роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени».
Здесь сошлись эпоха дермонтовская, наше восприятие вечных вопросов и условная театральность. Художник Владимир Ковальчук отнюдь не претендовал на достоверность примет времени и места. В его вращающихся белых полукруглых конструкциях можно разглядеть и абрис горных склонов, и пропасти, и облака. Оборотная сторона – и вот вам фрагмент дома с окнами, дверными проемами и нехитрой мебелью.
Быт как таковой здесь и не нужен совсем, ведь главное – это острая, болезненная, порой циничная, временами отчаянная исповедь главного героя Григория Печорина.
Спектакль и впрямь напоминает некий «живой журнал», но литературно-сценический. Михаил Калиничев – Печорин выставляет даты и начинает рассказ о событиях дня, перемежающийся с очередным исповедальным моментом. Все прочие персонажи в эти минуты замирают то в танцевальных па, то в позах застывшей беседы.
А затем снова жизнь и сценическая действенность вступают в свои права.
В контексте любимых публикой зрелищных постановок Вячеслав Долгачев отчасти рискует, но не спешит отказываться от больших монологов и зон молчания, длительных бесед о смысле жизни и человеческом одиночестве (как, например, в диалогах Печорина – Калиничева и диктора Вернера – Олега Бурыгина). Им, быть может, даже придается большее значение, чем лирическим эпизодам с княжной Мэри – Анастасией Безбородовой или Верой – Виолеттой Давыдовской. Эти жизненные ситуации подчас похожи на неяркие иллюстрации к откровениям главного героя, то ироничным до сарказма, то отчаянно щемящим.
Хотя своя правда здесь есть у каждого – и у юного горячего Грушницкого – Александра Зачиняева, и у матери Мэри, княгини Лиговской – Ирины Мануйловой, да и у всех прочих.
Но большой роман, как известно, неохватен. И лучше уж определить главное и сконцентрироваться на нем, чем пытаться рассказать обо всем и сразу. А это главное прекрасно удается Калиничеву – Печорину: соединить веками уже проверенный классический сюжет, лермонтовские философствования с собственным актерским темпераментом и пониманием того, зачем он сегодня выходит на сцену в этой роли.
Зритель же в этом спектакле – еще одно действующее лицо, пусть это действие и ограничено мыслительным потоком.
Обозреватель «Театрала» задал несколько вопросов режиссеру спектакля «От первого лица» Вячеславу Долгачеву.
— Легко ли было найти исполнителя на главную роль?
-Когда мы приступали к репетициям, встал вопрос: а кто в труппе Печорин? Перечитав роман, я понял, что сегодня Печориных много. И все они разные.
Их так много, что именно это, мне кажется, делает сегодня этот роман актуальным. Печорин сидит в каждом, кто потерял себя, кто не может вписаться в социум, не видит впереди цели и не находит дороги. И поэтому мы назвали спектакль «От первого лица».
И поэтому у нас эту роль играют два совершенно разных исполнителя, Михаил Калиничев и Евгений Рубин, каждый из которых по-своему Печорин, которого они находят в себе самом.
— Сегодня в наибольшей моде современные темы и тексты. Насколько реально сказать классикой о нынешнем дне?
— Абсолютно реально. Причем для этого классику не нужно переписывать или примитизировать, подстраиваясь под уровень сознания тех, кто не в состоянии ее воспринять. Гениальное произведение попадает в любого и напрямую.
— Кто сегодня, по-вашему, «герой нашего времени»?
-В том-то и дело, что у Лермонтова это ироничное название. И, к сожалению, толпы «негероев» сегодня – это массовое явление. Не просто кто-то один, но целое потерянное поколение.
— А герой в позитивном значении просто отсутствует?
-В этом весь ужас нашего времени. Сегодня мы все страдаем от отсутствия героев, идеалов и ощущения верного пути. Доминирует некое отчаяние. Я не пессимист, просто ощущаю такой жизненный период.
Это реальный взгляд на вещи. У нас нет сегодня никакой национальной идеи, отсутствует идеология, ведь нельзя же считать идеологией поклонение «золотому тельцу». Поэтому мы сегодня имеем то, что имеем.
И поэтому сегодня я делаю «Героя нашего времени.