24 истории любви расскажут на премьере в Балтийском доме
театр «Балтийский дом»
«ВокZал. 24 истории любви»
Премьера 15, 16 декабря 2012г.
В этом спектакле, на первый взгляд, нет сюжета. Он состоит из песен, которые исполняют драматические артисты. Всего песен двадцать четыре: «двадцать четыре истории любви».
Действие, выстроенное не повествовательно, а музыкально и поэтически, всегда в большей степени пробуждает воображение и помогает довериться иллюзии театра.
Собраться вокальным номерам в единую партитуру позволяет, прежде всего, место действия, которое режиссер Иван Благодёр определил как вокзал. Почему вокзал? У каждого зрителя найдется свой ответ.
Но, прежде всего, вокзал — место, где могут встретиться совершенно разные люди: разных социальных слоев и возрастов, профессий и взглядов на жизнь. Вот на сцене и встречаются персонажи — «рассказывая» залу, друг другу, самим себе «истории о любви»: порой с юмором и фантазией, порой жесткими и скупыми средствами, а иногда — нескрываемо наивно.
«ВокZал. 24 истории любви» — режиссерский дебют Ивана Благодёра, заслуженного артиста России, профессора петербургской Театральной академии, лауреата премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит». Иван Благодёр — один из известнейших педагогов по вокалу, о котором Александр Галибин точно заметил: «Он следует правилу, что нет музыкально неодаренных людей, и любой начинает у него петь.
Это дар». Для проекта «Балтийского дома» режиссер собрал замечательную команду: сценограф — Николай Слободяник, художник по костюмам — Мария Лукка, а пластическое решение принадлежит Игорю Качаеву.
В спектакле заняты актеры «Балтийского дома» разных поколений: и мастера, например, заслуженная артистка России Регина Лялейките, артисты Андрей Тенетко и Мария Мещерякова, и молодежь — Елена Карпова, Владимир Бойков, Дмитрий Гирев, Игорь Гоппиков и другие. Но «условия игры» непросты для всех: высказать то, о чем болит и радуется душа, пользуясь исключительно музыкальными и пластическими средствами. И еще одно условие: все песни исполняются вживую, без фонограммы.
Песни, которые услышат зрители, — разных направлений и стилей. «ВокЗал» будет интересен любителям и рока, и поп-музыки, и советской, и современной авторской песни. Прозвучат, например, сочинения Александра Галича, Гавриила Лубнина, Билли Новика из Billy’s Band. Авторы стихов, легших в основу песен, — Франсуа Вийон и Курт Вайль, Иосиф Бродский и Константин Симонов.
Вот почему спектакль словно воскрешает забытое значение слова «вокзал» — «вокальная зала». В здании первого русского вокзала – в Павловске, – следуя европейской моде, проводили музыкальные концерты; в других городах на железнодорожных станциях также собиралась публика, чтобы послушать популярные мелодии.
По замыслу режиссера, герои существуют в пустом сером пространстве — и одеты во все серое; впрочем, разных оттенков: от грифельного и «мокрый асфальт» до маренго и фельдграу. Каждый герой держит нечто вроде кофра, где хранят музыкальные инструменты, и кофры эти самых разных форм: для виолончели, аккордеона, контрабаса… С течением действия каждый из персонажей позволяет нам заглянуть в его футляр. Внутри, оказывается, таится целый мир: красочный и всегда неожиданный.
И в серое пространство проникают яркие краски, расцвечивая его.