25, 26, 27 апреля «Антигона» в Нарышкином бастионе
«Антигону» любят и могут ставить в Петербурге. Перечислим только самые нашумевшие: Чхеидзе в БДТ, Прикотенко в «Театре на Литейном», и т.д. и т.п. Вопрос только в том, как ставят?! Чхеидзе, например, ануйевскую «Антигону» пытается «омолодить», сделав ставку на красивость, лиричность, хочет посмотреть на нее через призму элегических 70-х: Антигона – Мария Лаврова – в вязаном свитере, джинсах, хайратнике, девочка-хиппи, идущая на казнь ради идеалов и противостоящая очень человечному, любящему, как родную дочь, Креонту – Олегу Басилашвили. Если Ануйя и можно поставить в рамках «психологического» театра, чем и занимается Чхеидзе, то Софокла так поставить нельзя.
Андрей Прикотенко совсем не мелочится, он ставит не драму, а скорее детектив, приближенный к жанру хроники, что ничего общего не имеет с проблематикой пьесы.
«Антигона» — спектакль по одноименной драме Софокла, заинтересует тех, кто ценит в режиссуре способность нестандартно посмотреть на давно известный сюжет, при этом осовременив его и не сломав античной структуры драмы и соблюсти законы древнегреческой трагедии. Все это присутствует в «Антигоне» в «Театре Поколений», и даже больше:
маски, которые меняют актеры настолько быстро и профессионально трансформируются в персонажи современного политического памфлета, что стоит говорить об этом спектакле, как о прецеденте в мире искусства европейского масштаба.
Режиссер ставит «Антигону» не в первый раз. Он тщательно проработал материал и готовился к постановке несколько лет, выпустив ранее две премьеры в Европе.
Антигону, Гемона и Тересия играет одна и та же актриса – Светлана Смирнова, а Исмену, вестника, стражника – Анна Дунаева. Кёлер изначально, только распределением ролей, попытался решить проблему психологического» тетра. У Антигоны двойник – Гемон, и как бы «натурально» актриса не играла каждую из трех в отдельности ролей, у нее все равно получилось бы отстранение от образа, то есть – маска. Один из структурных моментов античной драмы соблюден: по ходу спектакля идет постоянная смена масок.
С Креонтом сложнее: его маска не меняется на протяжении всего действия. Он как был изначально — с личиной лживого, изворотливого, дельца-политика, так с ней и остается.
Хор также поддерживает масочную структуру спектакля: интермедии, танцы, белый грим, настоящий песок, вода – все это на уровне игры, виртуозно и интересно. При всем при этом постмодернистский контекст спектакля на лицо: сценография, использование текста на трех языках, налобные фонарики вместо обычного света в начале спектакля.
В этом конфликт спектакля. Прекрасная труппа молодых актеров, гениальная сценография (один момент чего стоит: Антигону погребают заживо в настоящей гробнице), музыка, семиотический подход в режиссуре и при этом умение актеров существовать «в предполагаемых обстоятельствах» и в театре постмодерна. Светлане Смирновой (особенно в ролях Тересия и Гемона) удается прорваться сквозь плотную ткань психологического реализма, в рамках которого античная драма никогда не получится.
На фоне того, как ставят «Антигону» другие режиссеры в Петербурге, в Петропавловке «Антигона» самая удачная и современная: она про «это поколение» и про конфликт «детей и отцов», современность и актуальность спектакля налицо. Концептуальность тоже: блестящая работа режиссера.