45-летие творческой деятельности Виктора Новикова в театре им.В.Ф.Комиссаржевской
театр «Комиссаржевской В.Ф. театр»
12 декабря
Неожиданным и лучшим подарком к этой дате стала премия им.Андрея Толубеева – первая в жизни премия Виктору Новикову. Жюри премии «с попаданием в десятку» определило номинацию – ««за сохранение и развитие отечественной традиции репертуарного театра, театра-дома».
Творческий путь Виктора Новикова четко рассекается на два этапа: в 1968-1991 гг. он служил завлитом и был первым помощником Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал художественным руководителем театра.
…В театр я попал случайно — из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь… Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский пригласили меня и задаваликакие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар.
И взяли на год. А потом — «засосало». Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…
Новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: здесь, на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию главного режиссера.
За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.
После смерти Р. С. Агамирзяна — в переломное для страны время, в 1991-г. — коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Нови¬ков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом».
Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический». Виктор Новиков открыл России имя болгарского режис¬сера Александра Морфова, стал инициатором дружбы театра с театрами балканских стран, театр – частый гость известных международных фестивалей.
Георгий Тараторкин: Не так много людей театра, преданных ему, способных сохранять удивление и непрерывное желание узнать новое в том деле, в которое ты призван. А он действительно призван.
Семен Альтов: Он сильный человек. Сегодня быть художественным руководителем театра неимоверно трудно, это стало настоящей мужской профессией. Главное, он может честно смотреть людям в глаза, что могут позволить себе немногие.
Давид Смелянский: Виктор отчаянно борется за то, чтобы театр не просто выжил, но и «сохранил лицо». Руководитель театра должен быть адекватен времени. Виктор Абрамович приглашает на постановки режиссеров из разных стран, занимаясь поисками не эпатажных, а новых имен.
Так был открыт и Александр Морфов – сегодня выдающийся европейский режиссер.
Михаил Швыдкой: Поразительным образом Витя, проработавший в театре сорок пять лет, не утратил бесконечной расположенности к людям и к искусству. Он нужен всем, — друзьям и недругам, людям театра и публике, — как камертон, по которому можно определить верность тона времени. Поверьте, это важно и для тех, кто не любит музыки.
Лев Додин: Виктор Абрамович — один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра. Его слово имеет большое значение для многих – и для меня.