Ах, какая драма, «Пиковая дама!»
Сюжеты ароматов Анастасия ТОМСКАЯ Рефрен знаменитой городской песни как нельзя лучше передает содержание знаменитых советских духов «Пиковая дама». В стеклянном флаконе с камеями в виде игральных карт содержался тягучий, тяжелый запах. Их называли «театральными», поскольку ими принято было душиться в театр. И еще они были «шлейфовыми». В общем, то, что профессиональные парфюмеры называют «драматургией запахов», в «Пиковой даме» было.
Ведь именно за «драматургию» ценят тот или иной запах, именно благодаря «развитию сюжета» он остается в истории и становится классикой. Как написать духи?
Точно так же, как и написание повести или пьесы, сочинение классических духов происходит по определенным законам. В сюжете каждого аромата есть свои завязки и развязки, свои персонажи и перипетии. И если у писателей это движение называется драматургией, то у парфюмеров – пирамидой. С каждой минутой аромат приобретает все новые и новые свойства: из терпкого он может сделаться сладким, из сладкого – пудровым.
Драматургия запаха недаром приобрела форму треугольника, поделенного на три части сверху вниз. Вершина – самая небольшая часть – это верхние, головные ноты, «завязка» аромата. Они играют свою роль в течение первых пятнадцати-двадцати минут – эти цитрусовые, свежие, зеленые ноты. Уходя со сцены, они уступают место середине. Ее еще называют ядром или сердцем аромата – цветочные, фруктовые, древесные или пряные запахи – это уже главные действующие лица пьесы.
Они готовят публику к выходу грандов: третьей части пирамиды. Конечные, шлейфовые ноты – это самые тяжелые запахи: смолы и амбра, мускус и мох, тягучие бальзамы и цибетин. Третья часть пирамиды может играть свою роль до нескольких недель – бывают и такие стойкие ароматы, подобные многочасовым спектаклям Някрошюса.
Духи с хорошей драматургией разворачиваются постепенно, увлекая за собой зрителя, каждую минуту даря ему новое настроение и ассоциации.
Скажем, Miss Dior – ретроаромат, созданный Диором через два года после войны, – до сих пор популярен именно благодаря гармонично и грациозно выстроенной пирамиде – то есть по всем правилам прописанному сценарию. Именно ароматы Дома Кристиана Диора всегда были любимы в России. Похоже, что именно яркая и динамичная драматургия, сменяющие друг друга ноты, глубина воздействия сделали их любимцами российских женщин. И логично, что аромат Dune 1991 года выпуска стал так популярен.
Подобно увлекательному роману или кинокартине про любовь, Dune уносил ее туда, где нет ни очередей, ни деноминации, ни путчей. Это запах сладкого, восточного, горячего, как песок под джезвой, счастья. Еще бы: Dune начинается с цитрусов и искрящихся альдегидов, раскрывается цветами жасмина, пиона, лилии и иланг-иланга.
А в финале – квинтессенция ароматного счастья, настоящий хеппи-энд: ваниль, пачули, бензоин и сандал. Чем не антидепрессант в солнечном – круглом, золотистого стекла флаконе?.. Настоящая повесть о счастливой любви в очень красивом интерьере.
Сыграть моноспектакль так, чтобы удержать внимание зала надолго, может редкий артист. То же и с моноароматом: это запах с одной нотой, скажем, цветка или кондитерской вкусности, который не обладает способностями «многонаселенных» духов-пьес. Он прост, как правда. Никакой пирамиды, только одна мысль, одна краска, одна эмоция.
Но порой краска эта может оказаться такой притягательной, что ни о чем другом и думать не захочешь.
Американец Кристофер Бросиус основал студию Demeter Fragrance, которая занимается вещами, способными свести с ума. Ряды невзрачных стеклянных бутылочек с серебряными пробками и однообразными наклейками – это законсервированные запахи. Запахи всего. От булочек с корицей и мороженого с апельсиновой глазурью до детской присыпки, океана, прачечной, земли, снега, чиненых карандашей, кожи после душа, мятой травы.
Смешав, скажем, прачечную с ванильным пудингом и дождем, можно получить свой особый аромат и назвать его, например, «Осеннее утро понедельника». Чем не чудесная пьеса?..
В главной роли – кожа
Но пьесу должен кто-то играть, иначе любая, даже самая удивительная история так и останется лишь вязью черных знаков на белой бумаге. С духами дело обстоит так же: их нужно носить. Как актер привносит в пьесу свое личное, человеческое – начиная от внешности, заканчивая жизненным опытом, так и женщина, которая надевает духи, меняет их аромат в зависимости от собственных особенностей. Парфюмеры, которые по роду профессии не только чуточку поэты, но и чуточку химики, знают, что многое зависит от состава кожного покрова. Известно, что у каждого человека свой запах, который зависит от температуры и активностей разных желез, от уровня кислотности и много еще каких факторов.
Поэтому, начиная носить духи, будто играя в этой ароматной пьесе, женщина порой чувствует себя как актриса, которая никак не может войти в образ.
Конечно, в обращении с духами есть свои тонкости. Например, парфюмеры приходят в ужас, когда дамы, нанеся на запястье духи, лихо растирают их. Ведь всего одно такое движение способно разрушить всю кропотливо выстроенную драматургию, смешав начало, сердце и базу.
Трагедия без комедии
Месяц назад парфюмерный мир постиг тяжкий удар. 1 января вступила в силу 43-я поправка к правилам, регулирующим парфюмерную индустрию, которую приняла Международная парфюмерная ассоциация (IFRA). Благодаря новому закону при изготовлении духов запрещено использовать целый ряд составляющих.
Как обойдутся без них парфюмеры – предсказать невозможно. Так, оказался под запретом дубовый мох, а это значит, что все парфюмеры разом теряют целое семейство запахов – шипровые. Парфюмерный мир лишился абсолю жасмина и цитрусовых, а также гелиотропина и дамаскона – главных составляющих почти всех духов Guerlain. Альдегид гидроксицитронеллаль, придающий духам цветочную свежесть, тоже оказался предметом гнева IFRA.
Причина, по которой ассоциация запретила компоненты, проста: каждый из них может вызвать аллергию. Но почему-то никому не приходит в голову запрещать булочки с изюмом, хотя последний может вызывать аллергию.
Сложно себе представить всю глубину отчаяния драматургов, которым международный Союз писателей запретил бы использовать в пьесах, скажем, любовные треугольники. А парфюмеры оказались именно в таком трагическом до комизма положении. Похоже, что скоро классический парфюм станет историей. О нем будут писать книги, но надеть его уже никому не удастся…