Ах, обмануть меня не трудно…
Иллюзии любви в театре Романа Виктюка Александр МЯГЧЕНКОВ, Марина МЕРКУЛОВА Каждый спектакль Романа Виктюка, так или иначе, становится событием. Хотя режиссуру Виктюка многие на дух не переносят. И вдруг «Фердинандо» – при фантастически яркой форме простой глубокий и даже сложно-психологический спектакль.
Не играют – живут.
Автор пьесы – итальянский драматург Аннибале Руччелло. Неизвестный в России, открытый Романом Виктюком. Трагически ушел из жизни в возрасте 23 лет. Самоубийство.
Только после его смерти стало ясно, какой был глубокий, тонко чувствующий жизнь автор.
На сцене – старый дом. Инвалидное кресло. Тусклый свет. Пожилая хозяйка донна Клотильда (питерская актриса, народная артистка России Эра Зиганшина) мучает окружающих и собирается умирать – от безделья и скуки. Племянница-приживалка донна Джезуальда (тоже питерская актриса Ольга Онищенко) ждет не дождется, когда избавится от тягостной обязанности развлекать тетушку.
В гости захаживает священник дон Кателлино (актер Андрей Васильев). В его серой жизни визиты к двум дамам – единственная отдушина. Здесь все чего-то ждут… Ждут. И вдруг!
Как глоток чистого воздуха. Как свежий ветер. Легко и неожиданно в доме возникает прекрасный юноша. Он ангельски красив. Гипнотически обаятелен.
У него волшебное имя – Ф-е-р-д-и-н-а-н-д-о (актер Роман Полянский). И вот уже мгновенно все преображается. Старуха оживает, выпрыгивает из инвалидной коляски, облачается в лучшие платья. Приживалка трепещет, размахивая длинными волосами, в ней просыпается эротическая женщина.
Взволнован даже священник, в секунду забывший свои обеты. Как просто. Оказывается, все ждали, страстно ждали «любви»…
Дождались. Каждый человек представляет себе свою идеальную любовь. Парадокс: чтобы заполучить ее, человек порой готов на все. Компромиссы, обманы и – о, ужас! – даже преступление.
А как иначе – за любовь нужно бороться. В спектакле в юношу Фердинандо влюбились все! Демон-искуситель в ангельском обличье искусно сыграл в любовь с каждым героем пьесы. Красивый мерзавец пришел-увидел-обманул. И ему все поверили.
Несчастные, одинокие – каждый хочет любить, каждый хочет иметь… Или, как там у классика: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»?
Звучит красивая музыка, шелестят шелковые платья, на сцене танцуют, в зале аплодируют. За всем этим как-то не сразу понимаешь: история-то страшная. В попытке «поделить» Фердинандо герои доходят до отравления.
В ореховый ликер льется яд, дамы убивают священника. Готовы убить и друг друга, лишь бы Фердинандо достался кому-то одному. Но сюжет неожиданно обрывается. Наш ангелочек Фердинандо вовремя смывается, прихватив хозяйские бриллианты.
Финита ля комедия.
Два года назад в интервью нашей программе ведущий актер театра Романа Виктюка Дмитрий Бозин сказал: «Из спектаклей Романа Григорьевича, к сожалению, уходит надежда. Это грустно». Но финал спектакля «Фердинандо» пессимистичным не назовешь.
Он справедливый. Все наказаны. Священник убит. Дамы – соучастницы преступления. И только у зрителей возникают вопросы.
Почему, влюбившись, человек часто себя обманывает? Теряет голову. Попадает в грязные истории. Любовь и страсть – возвышают или разрушают?
И всегда ли цель оправдывает средства?
«Особое мнение» «Театрала» смотрите в передаче «Люди и премьеры» на канале «Столица»