«Аида» и «Жизель» на античных камнях
Наталья ТИМАШОВА, Анталья – Москва (фото автора) С 10 июня по 3 июля в Турции, в небольшом городе Аспендосе, недалеко от Антальи, проходит 16-й Международный фестиваль оперы и балета, считающийся одним из лучших в Европе. Его уникальность определяет античный театр, на сцене которого идут спектакли. Возраст театра – две тысячи лет, но он прекрасно сохранился и до сих пор славится своей исключительной акустикой. Открывался фестиваль по традиции оперой Джузеппе Верди «Аида», пленяющей своей музыкой, впечатляющими массовыми сценами и красивыми хореографическими зарисовками. Пожалуй, лучшего открытия для такого фестиваля не придумаешь.
Известный сюжет оперы Верди о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса (тенор Джованни Батиста Палмиери, Италия) и рабыни Аиды (сопрано Адина Аарон, США) – дочери эфиопского царя воспринимается в Аспендосе как-то особенно, он завораживает. Ощущение такое, как будто и впрямь все происходит в Мемфисе и Фивах, во времена владычества фараонов. Темнокожая певица, исполняющая арию красавицы-невольцы Аиды, ее чистый чувственный голос, огромные сверкающие в темноте глаза и ярко-красное платье лишь усиливают ощущение. И пусть она падает на колени и целует руки надменной дочери фараона Амнерис (меццо-сопрано Лорена Скарлата Риццо, Италия), ее воля не сломлена, и она готова на все ради любви…
Звездное южное небо, нестройный хор цикад и пьянящие ароматы трав, отдающих свои вязкие, сладковато-терпкие нотки наступающей густой ночи. Античный амфитеатр с вырубленными из камня ступеньками-сиденьями и ажурными галереями. Слышен каждый звук, несмотря на то, что театр полон – в нем не менее полутора тысяч зрителей.
В такой обстановке проходят спектакли в Аспендосе, где на глазах изумленной публики происходит удивительное смешение эпох, культур и людей. И уже непонятно, что чему служит декорациями: архитектурный шедевр-осколок древнеримской цивилизации или музыкальный спектакль с его артистами и костюмами.
В «Аспендосе» проводятся только акустические представления, где современные звуковые технологии и микрофоны под запретом. Впрочем, в них и нет необходимости: благодаря сохранившимся верхним галереям, дающим исключительную акустику, в театре можно наслаждаться чистыми звуками человеческого голоса и музыкальных инструментов.
Вулкан КЫРАН, президент Международного фестиваля оперы и балета в Аспендосе.
– Господин Кыран, почему именно опера «Аида» открывала нынешний фестиваль?
– На наш взгляд, «Аида» очень подходит для этого места, и каждый год наш фестиваль неизменно открывается ею.
– Какие театры участвуют в фестивале?
– Из турецких коллективов – государственные театры оперы и балета Анкары, Стамбула, Антальи, Измира. Из гостей – Пражская опера, артисты которой привезли в Аспендос «Тоску». В предыдущие годы к нам приезжали Королевский балет Великобритании, Немецкая опера (Deutsche Oper Berlin), балеты Цюриха, Софии…
– А из России есть артисты?
– В этом году нет, но в следующем, возможно, к нам приедет российский коллектив.
– Сколько зрителей может быть на одном представлении?
– Амфитеатр вмещает до 3000 зрителей, но допускается не более 2500 человек – все-таки театру уже две тысячи лет и хочется, чтобы он просуществовал еще столько же.