Актер и гражданин
Почему деятели сцены по-разному видят будущее страны и не раскалывает ли это профессиональный цех? Валерий Яков, главный редактор За что вы, мастера культуры?
Предвыборные страсти отгремели, дым словесных баталий развеялся, и мастера культуры, рвущие на груди тельняшки за своих кандидатов, вернулись к основному виду деятельности. Они опять несут в массы разумное, доброе, вечное, забросив рваные тельняшки в самый дальний угол, чтобы не отвлекать зрителя гарью политики. Но зритель все еще отвлекается. Он может и хотел бы передохнуть от шумных агиткампаний, но федеральные телеканалы все еще продолжают искать врагов на площадях свободы, партийные лидеры все еще продолжают делить россиян на своих и чужих, поэтому загнанный зритель за спинами отдельных мастеров все еще видит нависающую тень этих лидеров. И отвлекается.
И не знает – кому теперь верить. Или не верить. Он, к примеру, голосовал за Жириновского, а на сцене ярый сторонник Путина.
Кричать ему теперь «бис», или нет? Или, к примеру, маэстро – ярый сторонник Прохорова, а зритель убежденный коммунист, что же ему теперь вместо аплодисментов скандировать, что всех скупили олигархи? Тогда расстроятся те, которых не скупили…
Должны ли деятели культуры погружаться в политическую борьбу, выходить на площади, агитировать за вождей, обличать политических оппонентов и своих коллег? Стоит ли рисковать репутацией ради того, чтобы потом, в случае победы, получить дополнительное финансирование, сохранить театр, заслужить грант или звание?.. Эти и подобные вопросы сегодня обсуждаются активнее, чем многие премьеры, поэтому «Театрал» не смог пройти мимо.
Выбирая главную тему номера, мы задались не классическим вопросом – с кем вы, мастера культуры. Мы попытались выяснить – за что мастера полезли на баррикады? Или во имя чего?
Один из мастеров по фамилии Говорухин в пылу предвыборной борьбы договорился до ленинских формулировок и назвал «либеральную интеллигенцию говном нации». Пылко влюбленный во власть, он не щадил своего презрения к деятелям культуры, журналистам, демократам и прочим врагам единой, на его взгляд, России. Но даже одной этой ленинской фразой он нанес больший удар по единству, чем многие реальные враги вместе взятые.
Теперь и выборы вроде позади, и площади опустели, но стоит кому-нибудь вспомнить Говорухина – и сразу дурно пахнет.
Политические вожди все еще раскалывают страну, деля нас всех на своих и чужих, с легкостью забывая о том, что у нас на всех одна Россия. И путая нелюбовь к ним с нелюбовью к Отечеству. Политтехнологи продолжают пилить бюджеты, манипулируя рейтингами, имиджами вождей и звездными именами в их оправе. И только затравленная публика устало отмахивается от тех и других, не желая по чьей-то воле делиться на белых и красных, на желтых и черных, на бандерлогов и лизоблюдов… Максим Виторган:
– Если бы в нашей стране была нормальная политическая конкуренция, то взгляды артистов не имели бы значения: это ведь личное дело каждого, кого из политиков ты поддерживаешь. Но у нас как получается? Выступил я на митинге за честные выборы, как тут же получил отказ в съемках, поскольку продюсеры опасаются, что будут проблемы с телевизионными каналами, для которых они делают фильм: мол, зачем нам «революционер».
Это говорит, к сожалению, о нашем менталитете: все чего-то боятся. Недавно я прочитал у Вацлава Гавела высказывание: я никогда не был профессиональным политиком или революционером. Я писатель, и если я занимаюсь чем-то помимо литературного труда, то делаю это потому, что считаю это своей естественной обязанностью человека и гражданина… Он написал эти строчки задолго до того, как стать президентом, и мы знаем, что политическая деятельность нанесла серьезный удар по нему как по драматургу.
О чем это говорит? Если ты становишься серьезным политиком, то должен бросать профессию. Я же профессию не бросаю, но ко мне продюсеры стали относиться как к этакому провинившемуся человеку.
Константин Богомолов:
– Наш творческий цех точно не расколется, какие бы политические баталии ни происходили в стране. Мы же не сумасшедшие люди, не паноптикум, мы занимаемся делом, а не выяснением, у кого какие политические пристрастия. Во всяком случае, я работаю с людьми не по принципу, за кого они голосовали. Да и в театре это ни к чему: мне кажется, все люди занимаются политикой в той или иной степени потому, что мы идем и голосуем, но если кто всерьез занялся политикой, то он тут же бросает искусство, ведь одно с другим несовместимо. Поэтому и среди руководителей театров я не вижу людей, серьезных политиков.
Разве что есть те, кто вовлечен в нее в силу своей должности.