Актер Венсан Перес
"Театр — это моя правда" Дарья ПОНОМАРЕНКО В международный женский день на сцене Дома Актера состоялась творческая встреча со швейцарским актером кино и театра Венсаном Пересом, известным по ролям в фильмах «Королева Марго» и «Индокитай». Московским поклонникам актер рассказал о своем творческом пути и о тех переживаниях, которые формировали его актерское «Я».
В 1996 году он снялся у Павла Лунгина в «Линии жизни», в Перес предстал перед российской публикой в совершенно неожиданном качестве, открыв в галерее RUARTS свою персональную фотовыставку «От Владивостока до Парижа», где рядом со снимками, изображающими, к примеру, Жерара Депардье и Люка Бессонна, висели фотографии Олега Табакова и Юрия Соломина. Для Переса фотография – особая глава жизни.
Он опирался на искусство фотографа в начале своей карьеры и остался верен ему по сей день.
«Мой творческий путь начинался с фотографии. Конечно, я мечтал о кино, но мне казалось, что это нечто недосягаемое, волшебное. Поверить в то, что когда-нибудь стану известным актером я просто не мог. В 14 лет я открыл для себя систему Станиславского. Уже тогда прочитывал эти труды, тренировался перед зеркалом.
Мои родители надеялись, что я стану хотя бы скульптором, но я решил рискнуть и попробовать поступить в Высшую Национальную Консерваторию Драматического Искусства. Её закончили Жан-Поль Бельмондо, Сара Бернар, Мари-Кристин Барро… И я поступил, но всё равно боялся, что может ничего не получится. Я активно занимался фотографией в кино, делал портреты известных актеров. Некоторые из моих старых работ я до сих пор выставляю на выставках.
Это моя маленькая гордость», — рассказал москвичам Перес.
Во Франции актер быстро завоевал признание публики. Первая роль в 20 лет, первый триумф в 24. Этот короткий срок казался Пересу вечностью, в которой единственной радостью была сцена: «В моей театральной жизни много ярких ролей.
Детская мечта играть в спектаклях по Чехову сбылась. Это были мои любимые постановки. Со студенчества я совмещал кино и театр. Однако только в Чехове я находил для себя актерскую отраду. В какой-то момент я даже подумал, что выбрал не ту профессию, что иду не по своему пути.
Но как раз в это время судьба подарила мне встречу, а после и крепкую дружбу с режиссером Патрисом Шеро, который дал мне роли в постановках Шекспира и Чехова. Именно он помог мне раскрыться, как актеру, он научил меня вживаться в свои роли».
Патрис Шеро был первым творческим учителем в жизни Переса. Он собирал всех актеров, задействованных в спектакле за одним столом, и часами обсуждал с ними роли. За этим «круглым столом» заново рождались Гамлет и Платонов, которых играл молодой Венсан. Позже в жизнь актера войдет второй учитель, блистательный Жерар Депардье. «С Жераром Депардье меня связывают не только профессиональные отношения, но и дружеские.
Он невероятный актер и если бы Вы знали его так, как знаю я, то решили бы, что Жерар с не от мира сего – с некой актерской планеты. Он никогда не готовиться к роли, он сразу выдает на камеру нужный характер. Он способен не терять самообладания и чувства юмора даже в сложных ситуациях.
Когда мы снимались в «Сирано де Бержерак» были дни, когда съемки затягивались и актеры изнывали от голода и жажды. И когда мы долго снимали одну из драматических сцен в фильме, Депардье подполз ко мне и на ухо начал шептать: «Мясо, мясо. Хочу кусок мяса». Я не мог удержаться и рассмеялся, и режиссер, Жан-Поль Раппно, потом сильно ругался на нас», — делится Перес. .
Через свои звездные роли Венсан проходил под руку с прекраснейшими представительницами актерского Олимпа. Одно из изданий Швейцарии даже прозвало его «любимчиком Фортуны», так быстро он взлетел на уровень мировых знаменитостей.
«У меня были потрясающие партнерши. Мне повезло с ними и как актеру, и как мужчине. Эммануэль Беар в «Путешествии капитана Фракасса», Софи Марсо в комедии «Аромат любви Фанфан», Изабель Аджани в драме «Королева Марго». А моя работа с Катрин Денёв в «Индокитае», я этого никогда не забуду.
Режи Варнье, режиссёр этой картины, видимо, как-то недружелюбно относился к Катрин и включил в фильм сцену, где я должен ударить её по щеке. Это был единственный раз, когда я поднял руку на женщину. И этой женщиной на веки останется великая актриса Катрин Денёв».
Не смотря на пристрастие к Станиславскому, у Венсана Переса нет тоски по характерным ролям. Все его персонажи – герои, спасители, любовники. Он ещё один секс-символ, который создал Голливуд. Но Перес не считает это трагедией или «узостью своего мастерства».
Наоборот, его герои дают ему творческое удовлетворение и исполняют мальчишеские мечты. «Меня всегда охотно брали на роль принцев и героев. «Амплуа любовника» — это можно сказать про меня. В «Королеве Марго» собрана своеобразная коллекция моих страстей. Это волшебное время, в которое происходят события: рыцарство, подвиги, прекрасные женщины.
Это были удивительные съемки, когда я мог фехтовать каждый день, ездить на лошади и вообще, быть рыцарем по-настоящему. Это невероятное счастье, которое дарит актеру кинематограф».
Извечные метания современных актеров между театром и кино у Венсана Переса решается просто. Он может выбирать, что ему интересно сыграть и с какими людьми работать. Но Перес четко разделяет то, что приносит ему славу, и то, что приводит его в творческий экстаз. «Несмотря на все роли в кино и ту славу, которую они мне принесли я всё же остаюсь сторонником театра. В кино ты сыграл роль — и всё, скоро ты, возможно, забудешь её. В театре всё иначе.
Каждый новый выход на сцену, каждый новый вечер становится иным. Повторяя изо дня в день одну и ту же роль, мой персонаж каждый раз становится отражением моего настроения, моих личных переживаний. Каждый вечер играет новый Гамлет, которого я заново придумал.
На сцене моя правда, и только моя».