Актерские приметы, или не роняйте пьесы на пол!
Приметы собирал Виктор БОРЗЕНКО У мхатовских стариков было поверье – всегда выходить на сцену только с правой ноги. Это верный знак того, что спектакль пройдет успешно и никто из артистов не забудет текст. Но не только МХАТ отличается суеверностью… Свистеть опасно
Приметы есть в каждом театре. В «Ленкоме», например, запрещено грызть семечки за кулисами или свистеть. Также строго к этому относятся в Малом театре, Театре им.
Вахтангова и Театре им. Ермоловой. А у работников музыкальных театров поверье другое: дурным знаком считается, если щель на сцене и туда случайно попадает каблук.
Значит, что-то артиста удерживает перед выходом к публике.
Однако самое распространенное суеверие – выпавший из рук артиста текст…
– Обычно пьесы я не роняю, – говорит актер театра «Современник» Владислав Ветров. – Но одна репетиция мне особенно запомнилась, когда долго не ладилась режиссерская задумка. То декорация накренилась, то звук пропадает, то артисты напутали мизансцены и т.д. И вдруг у меня выпал текст.
Со всех сторон зашикали: «Ронять пьесы – не к добру». В театре любят подтрунивать над коллегами. Но я был моложе и решил прислушаться.
Тут же нашлись знатоки, которые знали, как отвести ненастье. Они попросили меня положить пьесу на пол, сесть на нее и зачем-то вспомнить семь знакомых, у которых лысина на голове. Пришлось исполнять.
Наверно, поэтому роль удалась, а спектакль получил теплые отзывы критики.
– Однажды я была свидетельницей того, как разгорелся спор между актрисой и режиссером, – говорит актриса Московского ТЮЗа Екатерина Кирчак. – Актриса, впервые получившая главную роль, категорически отказывалась надевать шляпку с павлиньими перьями. Боялась, что роль будет провалена. И переубедила-таки режиссера.
Тот тоже знал, что перья – не к добру.
Артисты с молотками
Есть и добрые предзнаменования, но связаны они почему-то с гвоздями. Хороший знак, если во время спектакля артист нашел на сцене гвоздь…
– В Театре им. Маяковского я играл в паре с актером Прокофьевым, ныне покойным, – говорит Александр Андриенко, актер театра и кино. – То есть у нас с ним была одна шинель на двоих. И с каждым разом шинель становилась тяжелее. Оказалось, карманы сценической одежды мой коллега набивал гвоздями.
Едва он находил гвоздь, непременно подбирал его. Так, за несколько лет спектакля в его карманах накопились самые разные гвозди: короткие, длинные, гнутые, ржавые…
– И я в эту примету немножко верю, – говорит Екатерина Кирчак. – Когда только я окончила театральный институт и пришла на работу в театр, любой найденный гвоздь тайком забивала где-нибудь за сценой. Считалось, что благодаря этому карьера сложится успешно. Но ведь ладошкой не станешь забивать гвоздь? Приходилось искать молоток.
И однажды в закулисной темноте, разыскивая молоток, я столкнулась с двумя артистками, у которых тоже были гвозди в руках.
«Меня предупреждали, что это грех»
Более загадочного заведения, чем театр, не существует. Некоторые артисты опасаются играть в пьесах Гоголя и Булгакова – считается, будто тексты авторов окружены мистикой.
– После одной истории я поверила, что театральная мистика существует, – говорит заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. – Один модный кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что его творчество можно блестяще показать, как бал у Сатаны.
Взяли роман Булгакова, таинственную музыку Enigma, написали сценарий. Но все это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что это страшный грех. Но я не верила…
И что вы думаете? Во-первых, в один из дней я начисто забыла, что мне надо играть спектакль. Этого прежде никогда не случалось.
Утром в театре я получила строгий выговор. Но это еще полбеды… В пасхальный день состоялся наш бал у Сатаны. Все валилось из рук.
Звукорежиссер проспал, из-за него показ задержали на 1,5 часа. Когда он включал музыку, звучали совсем не те треки. Модели все напутали, выходили не оттуда.
Словом, шоу-дефиле провалилось.