Актерский голод
Что делаете вы, чтобы не остаться без ролей? Этот вопрос «Театрал» задал артистам Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал» и газеты «Новые Известия» Зал ожидания
Нет ничего печальнее на свете, чем повесть о скамейке запасных. В любой актерской курилке и на любых актерских поминках звучит одна и та же вечная тема о несыгранных ролях и невостребованном таланте. Причем, как выясняется, несыгранных ролей довольно много и у актеров, публике неизвестных, и у именитых звезд.
И у тех, и у других множество историй про то, как они могли бы блеснуть своим талантом, будь режиссер прозорливей и художественный руководитель щедрей.
Но с режиссерами действительно везет единицам, а тысячи так и сидят в зале ожидания на скамейке запасных. Причем каждый год эта скамейка неустанно пополняется, потому что только театральные училища (не считая многочисленных актерских курсов) ежегодно выпускают в свет более тысячи мечтателей. И вряд ли этих ожидающих может успокоить мысль о том, что такая же печальная роль существует едва ли не в любом деле.
В большом спорте звучат имена счастливых единиц, а многие тысячи печально отдыхают на скамейках запасных после изнурительных тренировок. В литературе и журналистике пишут все кому не лень, благо в школе научили водить ручкой даже бездарей, но именитыми становятся единицы. И это тоже не всегда самые усидчивые или талантливые.
Подобные примеры есть в любой профессии, но печальнее всего песнь о невостребованности звучит именно в актерском зале ожидания. Причем звучит она настолько громко и бесконечно привычно, что с легкостью заглушает не менее печальную песнь о невостребованных режиссерах, продюсерах и художественных руководителях, которых тоже ежегодно выпускают в свет многочисленные курсы и училища. У них свои скамейки запасных, на которых тоже царит уныние, депрессия и постепенно угасающая мечта о звездном часе.
Пассивные мечтатели так и ждут всю жизнь, которая ужасно быстротечна. Активные рвутся на поле, пробуя себя во всем – в сериалах, антрепризах, капустниках, телешоу, корпоративах… И судьба однажды улыбается. Не всем.
И не всегда. Но чаще тем, кто не просто сидит и ждет. А ищет, пробует, рискует, играет, пишет, создает…
И тогда в зале ожидания становится на одного человека меньше, на тесном небосклоне звезд одной звездочкой больше, но в коридоре перед залом ожидания не иссякает толпа жаждущих попасть в этот бесконечный зал, чтобы занять освободившееся место. И все начинается сначала. И все продолжается без конца… Людмила Крылова – Вариантов множество, но беда в том, что с годами они перестали работать.
Когда за спиной столько лет, прожитых в «Современнике», как-то странно умолять режиссеров обратить на тебя внимание. Что им сказать: «Разрешите я покажу вам отрывок»? Приходится сидеть и ждать новых ролей.
Но ожидание порой растягивается надолго. В итоге наступает период, когда решаешь уйти из театра: нет больше сил рутинно играть в эпизодах. Но вдруг два года назад мне дали одну из главных ролей в спектакле «Время женщин».
Роль как будто специально написана для меня! Она и трагическая, и лирическая, и смешная, а главное – про большую любовь. Нагрузка большая, заснуть после спектакля трудно, но я счастлива. Значит, в большой труппе «Современника» не оказалось другой такой актрисы на эту роль. Только я. Значит, все было не зря: годы ожидания и терпения.
Недавно Галина Борисовна мне говорит: «Ты должна сказать спасибо, что в таком возрасте режиссеры тебя еще приглашают играть». Я и не скрываю своей благодарности. Значит, театр заботится обо мне.
Евгений Стеблов – А я ничего для этого не делаю, поскольку мне совершенно не интересно гоняться за новыми ролями. Ради чего? Что я в себе тем самым открою? Дело ведь не в количестве.
И то, что я играю всего в двух спектаклях (но зато по Сухово-Кобылину и Достоевскому), меня вполне устраивает. Театральное дело – оно драматическое. И своим студентам я не раз говорил: тут тебе никто ничего не гарантирует – живи, как в спорте, ставь перед собою цели и достигай побед. Но в то же время худруки должны понимать, что артистов надо беречь.
Потому что это бесхозно с позиции руководителя театра небрежно относиться к индивидуальностям.