Александр Григорян

«Россия нам не помогает» Елена Милиенко   Однажды во время спектакля он понял, что дети, сидящие в зале, не понимают русских слов. И тогда отдал распоряжение, чтобы на все спектакли ребята могли приходить бесплатно. Так он спасал русский язык.

И спасает по нынешний день, ведь Театр имени Станиславского – единственный в Ереване, где со сцены говорят по-русски… «Театрал» начинает рассказ о жизни русских драматических коллективов в странах СНГ и Балтии. Первый наш гость – Александр Григорян, который уже полвека стоит у руля русского театра в Армении. Причем стоит так крепко, что после распада СССР смог защитить свой коллектив от рейдерского захвата… – Каким только способом ни пытались выжить наш театр, – говорит он. – Люди из правительства вызывали меня на ковер – уговаривали покинуть Армению.

Но я не соглашался. Тогда мне предложили вместо этого прекрасного здания в центре Еревана переехать в другое помещение – маленькое, на окраине города. Но и здесь я начал сопротивляться.

Кончилось это тем, что однажды ко мне в кабинет ворвались националисты с автоматами и заявили, что если вечером мы будем играть спектакль на русском языке, то они театр взорвут.

Не буду изображать из себя героя – в тот момент я действительно испугался, но сказал: «Взрывайте. Только учтите, что восемьдесят процентов труппы – армяне. Взорвете своих».

Они пробыли в театре весь день – вплоть до начала спектакля. К счастью, у нас вечером шла «Ханума», и бандиты прошли в зал – сели… А уже через пятнадцать минут после начала они смеялись и аплодировали вместе со всеми зрителями. Таким образом искусство победило – меня оставили в покое.

Патрисия Каас В начале 1990-х, когда во всем Ереване по вечерам отключали свет, Русский театр оказался одним из немногих учреждений, куда подача электроэнергии не прекращалась. Какими усилиями этого добился Григорян – разговор отдельный, но главное, что на «свет» шли люди. И только лишь однажды электричество отключили во время спектакля.

– Произошло это во втором акте комедии «Эти французские штучки», – продолжает худрук. – Я вышел на сцену и спросил, есть ли у кого-нибудь фонарики. Мне дали два фонарика, и я, сев в первый ряд, стал подсвечивать актерам сцену. В зале защелкали зажигалки, у кого-то оказались свечи… В общем, стало более-менее светло. Но наступил момент, когда должна идти фонограмма с песней Патрисии Каас.

Тогда я набрался смелости и хрипловатым голосом запел за французскую диву. И вдруг зал подхватил песню, и мы в едином порыве допели ее до конца. Это было так неожиданно!

А после спектакля публика еще долго не расходилась – все обнимались и плакали.

«Россия нам не помогает» Все бы хорошо, но зарплаты у артистов по-прежнему мизерные, театр не ездит на гастроли и не принимает участия в фестивалях, поскольку местные власти не торопятся поддерживать театр, спектакли которого идут на русском языке, финансируют его по остаточному принципу. Поэтому Александр Григорян решил недавно попросить помощи у Министерства культуры России…

– Правда, этот поступок никто не оценил. Меня снова вызвали в правительство и сказали, что подобная помощь театру в Армении будет рассматриваться как вмешательство во внутренние дела другого государства. Но я с этим не согласен.

Мы же веками дружили с русскими, и правительство России тоже должно быть заинтересовано в пропаганде русского языка за рубежом. Думаю, меня поймут.

– На ваш взгляд, русские театры в СНГ имеют будущее?

– Русские театры просто обязаны иметь будущее. Но только с одной оговоркой – им надо помогать. Причем на уровне государственной программы.

А пока такой программы нет.

Кстати, нет четкой, полноценной программы, в рамках которой на территории Армении сохранялся бы русский язык. Пока происходит это на уровне личных инициатив: например, взрослое поколение подучивает молодежь.

– А сложно ли подбирать русский репертуар?

– По современным пьесам сложно. Но, тем не менее, у нас идет «Поминальная молитва» Горина, «Когда-то мы жили в горах» («Абанамат») по рассказам Довлатова, «Гнездо глухаря» Розова. И, заметьте, это все литература, а не произведения-однодневки. У нас репертуарный театр, а репертуарный театр, с моей точки зрения, должен начинаться с высокой литературы. И для нас очень важно, что много лет не сходит со сцены русская классика: «Горе от ума», «Три сестры», «Ревизор».

Причем зрительный зал у нас не пустует.

И еще хочу заметить, что у нас внутри театра замечательная обстановка, можно сказать семейная. Один за всех и все за одного. И наши ведущие актеры не считают зазорным выйти даже в массовке, а это очень важно. Я всегда мечтал об этом.

Справка Александр Григорян родился в 1936 году. Народный артист Армении, заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии Армении и многочисленных Международных премий. В 26 лет стал главным режиссером Смоленского театра драмы, а в 28 – главным режиссером Ереванского русского драматического театра им.

К. Станиславского.
Вера Бабичева, актриса Театра на Малой Бронной: – Я приехала в Ереванский театр 20-летней выпускницей ЛГИТМиКа. Опыта у меня было мало – я и сама не знала толком, какие роли могу играть, а какие нет. Но Александр Григорян не из тех режиссеров, которые будут долго ждать: он любит процесс, ему нужна работа, поэтому он буквально обрушил на меня шквал ролей – от наивных девушек до королевских особ и сварливых дворничих. Он меня воспитал. Причем не только как разностороннюю актрису, но и как личность.

Когда в очень молодом возрасте я удостоилась звания заслуженной артистки Армении и чересчур бурно радовалась этому событию, он мне так по носу дал! Не хотел, чтобы я превращалась в провинциальную звезду. И я ему очень благодарна за это. Я бы работала там по нынешний день, мне было хорошо в Ереване, но судьба сложилась иначе – через десять лет я получила приглашение от Андрея Александровича Гончарова и уехала в Москву, в Театр Маяковского. Это был трудный, я бы даже сказала – болезненный уход.

Конечно, у меня был откровенный разговор с Александром Самсоновичем, и он понял меня, дал массу ценных советов и благословил на дальнейшую работу, потому что понимал, от такого предложения отказаться нельзя. Наверняка ему было обидно, но виду он не показал. Он потрясающий режиссер и человек. Благодаря ему театр жив.

Кстати, я часто бываю в Ереване, потому что Григорян приглашает меня на все торжества, будь то юбилей театра или его собственный день рождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *