Алексей Девотченко
«Моно – это не эстрада» Елена СЕДОВА, С.-Петербург Сцена из спектакля «Дневник провинциала в Петербурге» У него имидж нетусовочного человека, замкнутого, не вписывающегося в мейнстрим. Между тем Алексей Девотченко на редкость успешен: пара Государственных премий за театральные работы; главные роли в «Ревизоре» и «Двойнике» Валерия Фокина; репетирует князя Мышкина в Александринке и Шута в «Короле Лире» в Малом драматическом театре. Во всех питерских сериалах «про ментов» играл прохиндеев и убийц, но хорошо известен телезрителям как «положительный» Степа Марков в «Бандитском Петербурге» и командир немецкой подлодки в сериале «Конвой PQ-17». Только что закончились съемки в «Золотом теленке»: Девотченко сыграл Корейко. Интерес к жанру моноспектакля возник не от хорошей жизни, в тот момент, когда после окончания ЛГИТМиК, попав в труппу ТЮЗа и введясь на роли каких-то школьников, молодой актер ощутил собственную если не ущербность, то абсолютную невостребованность.
Тогда в содружестве с режиссером Григорием Козловым началась работа над «Концертом Саши Черного для фортепиано с артистом» и спектаклем по Салтыкову-Щедрину «Дневник провинциала в Петербурге». Теперь работу в моноспектаклях актер воспринимает как возможность брать материал, который тебе очень близок, но который ты никогда не будешь играть в большом театре; как эстетический протест против тотальной безвкусицы, против царящей вокруг пошлости.
Лирические, остроумные, проникнутые трагическим мироощущением, моноспектакли Девотченко живут на петербургских сценах годами. Меняются спектакли, но меняется и публика – сегодня по реакции зала можно проследить состояние общества,– и актер с сожалением замечает, как живо зрители реагируют на социальную тему.
Между прочим, сам актер не считает слово «моноспектакль» точным названием того, чем он занимается. «Нужно вообще отказаться от этой приставки: «моно», – говорит Девотченко. – Я считаю, что «Саша Черный» – это спектакль. «Салтыков-Щедрин» – это спектакль, несмотря на то, что я на сцене один. Это абсолютно полноценный спектакль, в котором должно быть режиссерское решение, пластическое, сценографическое, световое, музыкальное решения. Я понимаю, что моноспектакль всегда вызывает у зрителя и у меня тоже определенную реакцию. Раз моноспектакль, значит, выйдет дядька в жабо или тетка в бархатном платье, встанет возле рояля, к роялю еще подсядет какая-нибудь кикимора, начнет играть, и эта тетка будет время от времени вяло читать что-нибудь. Моноспектакль – это всегда отпугивает зрителя.
Я бы никогда в жизни не пошел смотреть, как передо мной стоит человек и долго, нудно читает, или шутит, или смешит… это ужасно. А многие артисты, которые берутся за моно-работы, не понимают, что чтение с эстрады и моноспектакль – это абсолютно разные вещи».