Алексей Учитель

«Наше кино не надо реанимировать» Ольга ЛУНЬКОВА   В последнее десятилетие в России устоялась тенденция: все больше женщин снимают кино. Дуня Смирнова, Вера Сторожева, Валерия Гай Германика, Светлана Проскурина и многие другие. У режиссера Алексея Учителя мы поинтересовались, способна ли эта тенденция повлиять на общую стилистику игрового кино, как произошло, например, в США.

И почему именно этот род кинематографа так захватывает режиссеров? — Алексей Ефимович, очень хочется узнать, что именно вас, режиссера-документалиста, заставило обратиться к игровому кино?
— Если коротко сказать, то сама жизнь заставила. Обстоятельства так сложились. Я ведь никогда не думал об игровом кино. Но в начале 90-х собрался снимать документальный фильм о балерине Ольге Спесивцевой, которая эмигрировала в США.

Наша съемочная группа уже готовилась вылететь в Нью-Йорк, где жила балерина, но вдруг пришло известие, что она умерла…Ей было 96 лет.
А поскольку я уже загорелся сценарием, написанным Дуней Смирновой (мы получили, к тому же, финансирование), то пришлось искать выход. И Дуня предложила сделать игровой фильм. Я, признаюсь, взявшись за работу, мучился страшно, так как многого не знал и осваивал на ходу, но процесс оказался интересным.

Игровое кино меня увлекло настолько, что не отпускает до сих пор.

— Кстати, Дуню Смирнову, видимо, тоже процесс захватил, ведь она после работы с вами стала кинорежиссером. И вообще, пора признать факт, что женщин в этой профессии становится все больше…
— Действительно, тенденция очевидна. Я могу судить об этом и по своей вгиковской мастерской. Честно скажу, мне странно, что женщины так активно пошли в эту, в общем-то, чисто мужскую профессию. Режиссура – это ведь и тяжелый физический труд, и накал эмоций на пределе. 

— Вы не спрашивали у своих студенток, почему они идут в эту профессию?
— Нет, но вижу, с каким интересом они осваивают режиссуру и понимаю, что выбор их не случаен и что им действительно есть что сказать языком кино.

— Как вы считаете, от притока женщин-режиссеров современное кино изменит привычные черты? Может быть, это сродни некой «шоковой терапии» для реанимации?
— Я не считаю, что наше кино надо реанимировать, оно не при смерти. Во все времена снимали как много хороших, так и много плохих картин. А вот с прокатом действительно проблема, прокат нужно спасать. И «женская режиссура» тут не поможет. Талант все равно есть талант, независимо от гендерной принадлежности.

У женщины, может быть, просто какой-то свой подход к организации съемочного процесса. Не зря, наверное, считается, что женщины по природе своей больше склонны к некой упорядоченности и создают вокруг себя домашнюю теплую атмосферу. И потом, может быть, нашему кино нужна сейчас такая вот «инъекция», взгляд на жизнь глазами женщины. В какой-то степени это даже закономерно.

Ведь женщин в мире сейчас просто больше, чем мужчин, и они постепенно проникают в разнообразные профессиональные и социальные ниши, и даже президентами становятся в некоторых странах, и неплохо это у них получается. Эмансипация. От этого никуда не деться.

Женщину в режиссуре нужно признать как факт и относиться к ней вполне адекватно, и не делить кино на «женское» и «мужское». От хорошей режиссерской работы наше кино только выиграет. И потом, женщина в режиссуре – это не новость, а закрепившаяся мировая тенденция. Многие женщины-режиссеры уже внесли свою лепту в мировой кинематограф.

Кстати, на кинофестивале «Послание к Человеку», президентом которого я являюсь уже несколько лет, в этом году жюри возглавила Мира Наир – известный американский кинорежиссер, которая несколько лет назад входила в жюри Каннского и Берлинского кинофестивалей.

— В прошедшем фестивальном сезоне вы побывали на нескольких международных кинофорумах, и можете ли коротко подвести итоги – выдерживает ли российское кино мировую конкуренцию и кто сейчас задает тон?
— Я объективно могу говорить только о своей студии. В целом фестивальный сезон сложился для нас удачно, так как на нескольких международных фестивалях, в том числе и на очень престижном Каннском, были представлены картины двух моих учеников – Юрия Быкова и Таисии Игуменцевой. Особенно отмечу, что работа Игуменцевой была на спецпоказе Каннского кинофестиваля, что для молодого режиссера уже является большим достижением.

После Канн этих режиссеров сразу пригласили еще на несколько крупных международных фестивалей. Я считаю, это может стать для них очень удачным стартом в профессии. Вот, кстати, невольное продолжение темы о «женском» и «мужском» кино – здесь нет соперничества, но есть нормальные творческие амбиции.
А в целом на международных фестивалях Россию рассматривают как одну из составных частей мирового кинопроцесса. Российское кино постоянно попадает в большие конкурсы. А кто тон задает? Не американцы – точно.

На международных фестивалях американцы не считаются законодателями моды. Вообще нет такой закономерности, чтобы одна страна диктовала моду. Кино тем и интересно, что оно многонационально, многолико. Тенденция фестивалей — открыть таланты и их взращивать.

К сожалению, в нашей стране эта система еще не отлажена.

— Таланты, наверное, надо не только взращивать, но и финансировать?
— Надо, конечно, финансировать. И в этом смысле наше государство очень неплохо помогает. Но пока этого мало, нужны еще большие средства. Важно обращать внимание на дебюты и не бояться давать на них деньги.

В игровом кино, к моему большому сожалению, очень мало дебютов.

— Рискованно это очень – вложить деньги в дебют…
— Безусловно, предприятие довольно рискованное. И в данном случае, дать деньги начинающему кинорежиссеру для многих значит просто пустить их на ветер. Поэтому у нас так мало новых имен появляется.

Но я считаю, что игра все же стоит свеч и рисковать надо, потому что иначе мы просто потеряем целое поколение режиссеров. Справка
Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссера-документалиста Ефима Учителя. В 1975 году окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1990 году основал киностудию «Рок».

Дебютом в качестве режиссера игровых фильмов для Алексея Учителя стал фильм «Мания Жизели». В — президент Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку» в С-Петербурге.

Художественные фильмы Алексея Учителя
«Мания Жизели» (1995)
«Дневник его жены» (2000)
«Прогулка» (2003)
«Космос как предчувствие» (2005)
«Пленный» (2008)
«Край» (2010)
«Восьмерка» (2013)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *