Анатолий Праудин: «Роскошь иметь опилки в голове…»

Питерский режиссер поставил детский спектакль о бессмертии и свободе Татьяна ТРОЯНСКАЯ, «Эхо Петербурга», специально для «Театрала»   Анатолий ПРАУДИН окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), работал очередным режиссером Свердловского (ныне Екатеринбургского) ТЮЗа. В течение трех лет возглавлял Санкт-Петербургский ТЮЗ, где провозгласил кредо нового театра для детей: вместо привычного «театра детской радости» – «театр детской скорби». Смысл заключался в том, что, по мнению Праудина, с современным ребенком надо разговаривать жестким, правдивым языком, ничего не приукрашивая, готовя его к трудной и драматичной взрослой жизни.

Анатолий ПРАУДИН – режиссер детский. Во всяком случае, он всегда о себе говорит именно так. Около десяти лет назад Праудин был главным режиссером ТЮЗа им. Брянцева, сейчас у него Экспериментальная Сцена под крышей Санкт-Петербургского театра-фестиваля Балтийский Дом.

В репертуаре: «Бесприданница» Островского, «Крокодил» Чуковского, «Поэма без героя» Ахматовой, спектакль о Петре Первом. Все постановки рассчитаны на взрослых и детей. Новая работа Экспериментальной Сцены – «Дом на пуховой опушке» – не исключение. Содержание праудинского спектакля считывается пропорционально жизненному опыту зрителей.

Его главный герой – всем известный Винни-Пух, плюшевый медведь с дырой в голове, а значит – свободный от бремени традиционных решений, творец и художник. В программке, однако, примечание – спектакль адресован зрителям старше 10 лет и их родителям. Режиссер Анатолий Праудин настаивает – это всего лишь рекомендация.

История о медвежонке, о котором весь мир узнал 80 лет назад, для всех. – Почему Винни-Пух?

– Вы знаете, несмотря на то, что у нас это, безусловно, заходеровская история, его текст, мы вводим радикальное предлагаемое обстоятельство, которое многое меняет и заставляет переосмыслить. Эмоциональным толчком к выбору этого материала послужило известие о том, что в 1996 году умер сын Алана Александра Милна Кристофер Робин, для которого и была написана сказка. Он умер в возрасте 76 лет, прожил достойную, замечательную, красивую жизнь. В общем, тот мальчик, который и являлся объединяющим звеном жизни его игрушек, – ушел.

И у нас возник вопрос: как же теперь эти игрушки живут? Ведь они практически бессмертны, они же могут существовать и сто лет, и сто пятьдесят. Может быть, и сейчас они где-нибудь находятся и что-то с ними происходит, какая-то своя жизнь. В отсутствии Кристофера Робина, наверное, им пришлось учиться жить заново.

И роскошь иметь опилки в голове в этих обстоятельствах уже не работает, когда приходится жить самому и что-то с этими опилками надо делать.

– Двойной смысл: с одной стороны опилки – это пустота, ничто, с другой стороны пустота – это все.

– Совершенно верно. Говоря о пустоте как о космосе, мы уже вынуждены использовать этот космос осмысленно. Потому что раньше все огрехи, ошибки, проблемы решались просто – все шли к Кристоферу Робину, а у того был папа, который тоже мог в любой момент прийти на помощь.

Сейчас такой возможности нет. Мы оттолкнулись от последней главы сказки. Когда Кристофер Робин в какой-то степени предупреждает Пуха: «Что будет, если в один прекрасный день я просто не вернуть к вам»? К этому нужно быть всегда готовым и нужно найти в себе все самое хорошее, чтобы научится жить нравственно, красиво, правильно – научиться любить друг друга и т. д.

[%5755%]– Совсем недетская история.

– Да, и главное заключается в том, что все мы рано или поздно попадаем в ситуацию необходимости самостоятельного выбора. А это поиски, пробы, ошибки. Иногда мы можем заблудиться, иногда наше честолюбие прячется, маскируется под маской благих намерений.

– Ваш Вини-Пух находит выход?

– Конечно, потому что это очень важно. Винни-Пух – это тоже процесс, путь, преодоление. Потому что в тех ситуациях, когда он больше думал о себе, о своей гордости, о том, что он последователь Кристофера Робина, у него мало что получалось. Он никак не мог заразить своими идеями обитателей нового пространства, куда их всех снесли, после того как Кристофер Робин сначала вырос, а потом, наверное, уехал. (Мальчики, как известно, игрушек не сохраняют, и тем надо учиться жить уже не в детской, а где-то на чердаках и подвалах). Так вот, когда Пух думал только о почестях, о себе, у него не получалось заразить всех идеей бесконечной игры.

Но все изменилось, когда возникла идея играть не просто так, а для ЧЕГО-ТО, когда возникло решение построить дом для Совы. Строительство объединило все сообщество и принесло радость и знание, как жить. Потому что стало понятно, что в «совешнике», в доме на «пуховой» опушке, места хватит всем. Весь спектакль – это попытка построить дом снова, тот дом, где им было хорошо, где царила атмосфера радости, игры, счастья и любви друг к другу. Но главное, что мы все должны понять, это что возврата к прошлым идеалам быть не может в нашей жизни.

Мы можем сохранять о них память, но чтобы возвращаться, нужно идти вперед, чтобы возвращаться –нужно созидать, а не рыдать по прошлому.

Поставив спектакль про Винни Пуха, Праудин отправился в Пермь создавать театральный триллер. В его основе – всем известное произведение П. Сувестра и М.Аллена «Фантомас». Первым этапом работы над спектаклем стала экспедиция в Париж, где в течение недели режиссер и актеры обдумывали будущую постановку, обсуждали характеры персонажей, их отношения и проводили первые репетиции.

О том, будет ли новая работа Анатолия Праудина не только для взрослых, узнаем в августе на премьере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *