Арфовая музыка Франции
Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..
Ф. И. Тютчев
16 октября в Зеркальном зале Государственного института искусствознания в Москве состоялся камерный концерт «Арфовая музыка Франции», в котором приняли участие две арфистки — студентки консерватории, ученицы Э. А. Москвитиной, Антонина Геронимус и Оксана Сидягина, каждая из которых сыграла по одному отделению.
В учебных классах нашей страны вырастают сильные арфисты!
В своё время замечательная исполнительница Вера Дулова поставила на прочную профессиональную основу русскую арфовую школу, в наши дни продолжаемую учениками её учеников, так что уровень исполнения был достаточно высок.
Как водится, программа вечера в ГИИ была перевёрнута с ног на голову в сравнении с намеченной, в результате чего все произведения были сыграны по первоначальному списку, но с его конца к началу, а упомянутая в нём Фантазия для арфы соло Сен-Санса не прозвучала вовсе. Но даже в этих условиях
концерт продолжался около двух часов при переполненной аудитории:
в зале не хватало мест, потому что не только все билеты были раскуплены, но и присутствовало большое количество приглашённых, с трудом рассевшихся в небольшом музыкальном салоне, имеющем давнюю историю — когда-то во время своих приездов в Россию в нём выступал великий Ференц Лист.
В первом отделении на арфе играла Антонина Геронимус. Вечер начался с Дебюсси — прозвучали Танцы для арфы в сопровождении струнного квинтета. В исполнении также участвовали: Дарслаева Алтана (скрипка), Сачковская Ольга (скрипка), Москалёва Александра (альт), Кошкина Анна (виолончель) и Конакова Анастасия (контрабас). Вполне очевидно, что
Дебюсси ценил арфу как ансамблевый и оркестровый инструмент:
великий композитор-импрессионист, мастер колорита, не мог не использовать возможности арфы для реализации своих звуковых замыслов, потому что сама сущность этого инструмента и приёмы игры на нём способствуют воплощению красочных волшебных звучностей, свойственных импрессионистской тембровой палитре.
Далее прозвучал «Экспромт» А. Русселя, пьеса «Принцесса в замке» Г. Форе и «Феерия» М. Турнье.
При всём удовольствии от самих звуков инструмента и впечатлении от исполняемых чудесных произведений
в продолжение всего отделения казалось, что арфистка играет несколько нервно:
слишком шумно работает с педалями арфы при перестройке струн, не совсем уверенно проводит виртуозные пассажи, не всегда обеспечивает внятное голосоведение, а также не выдерживает равномерность динамики однородных музыкальных пластов, что сказывалось на форме исполняемых произведений.
Во втором отделении выступала Оксана Сидягина, и я должен сказать, что ею был продемонстрирован принципиально другой исполнительский уровень.
Она играла увереннее, смелее, виртуознее, намного более аккуратно работала с педальной механикой арфы,
а в целом, как мне кажется, ей гораздо более адекватно удалось преподнести замечательную музыку, продемонстрировав имманентность исполняемых произведений сущности музыкального инструмента.
Если усилия Геронимус были направлены, в основном, на преодоление объективных технических трудностей, то у Сидягиной на первый план вполне очевидным образом вышла сама интерпретация: благодаря своему техническому уровню арфистка оказалась как бы «по ту сторону» исполнительского техницизма, занимаясь уже собственно музыкальным творчеством.
Оксаной Сидягиной были исполнены «Размышление» и «Танец эльфов» А. Ренье, I и II части Сонаты для арфы соло Д. Мийо и уникальная пьеса А. Капле — Фантастическая история (по рассказу Эдгара По «Маска Красной Смерти») для арфы и струнного квартета.
Пьеса Капле, исполненная в переложении для арфы и фортепиано, сделалась кульминацией всего вечера.
Это довольно продолжительное и ярко-образное программное произведение, с одной стороны иллюстрирующее звуками сюжет писателя-мистика, а с другой стороны выражающее отношение композитора-иллюстратора к этому сюжету. На мой взгляд, по окончании этой вещи в публике не осталось равнодушных:
во время исполнения совершенно забывалось о том, что арфистка играет на очень сложном в обращении инструменте,
а думалось лишь о замысле автора и о его соответствии писательской программе. Не последнюю роль в интегральном впечатлении сыграло мастерское исполнение фортепианной партии Андреем Гугниным.
В целом вечер удался: обе арфистки (вероятно, не без помощи своей консерваторской наставницы) выказали хороший вкус и выбрали для своих выступлений замечательные произведения французских композиторов, убедительно выдержали стилистику, продемонстрировали профессиональное знание инструмента и высокое исполнительское мастерство.