Артисты без грима

Чем завершились громкие театральные скандалы Елена РЫЖОВА   Ровно год назад – в феврале – на улице оказался московский театр слабослышащих «СинематографЪ». Его труппа состоит из выпускников Государственного специализированного института искусств (ГСИИ), единственного в России вуза, где театральную профессию получают инвалиды. Вплоть до минувшего года «СинематографЪ» имел свое помещение в ГСИИ, где хранились декорации и репетировались спектакли, которые потом игрались в Музее-квартире Высоцкого. Однако едва сменилось вузовское руководство, труппу попросили освободить помещение: мол, обязательств у института перед учениками нет, значит, и театр должен платить аренду за помещение наравне с коммерческими организациями.

А поскольку платить нечем, театр по сей день не имеет постоянной площадки для выступлений. Минувший год оказался рекордным по числу театральных скандалов. В этом номере «Театрал» решил узнать, чем завершились наиболее громкие из них.

Драматический театр имени Станиславского

В конце января 57 членов труппы Драматического театра имени Станиславского в открытом письме Лужкову обвинили художественного руководителя Александра Галибина и директора театра Дайнору Шпокайте в «человеческой и профессиональной несостоятельности». Подписавшие обращение выразили «недоверие руководству» и убедительно просили «досрочно прекратить договор с художественным руководителем театра и его директором». «Спустя год после публичного письма обстановка в театре немного успокоилась, но сказать, что напряжение снято, нельзя, – говорит пресс-секретарь Театра Станиславского Майя Михайлова. – Единственное, что могут противопоставить и противопоставляют «подписантам» художественный руководитель, актеры и его команда, – это работа».

Действительно, за прошедший год театр выпустил несколько премьер, в том числе спектакль «Братья Ч.», получивший премию «Звезда Театрала» в номинации «Театральный эксперимент». Впервые за многие годы коллектив трижды ездил на гастроли, в том числе и зарубежные. «Театр работает и живет полной жизнью, – сказал «Театралу» Александр Галибин. – Ездит на гастроли, получает свои премии за спектакли, делает ежедневную работу, которую должен делать театр. Однако есть пять-шесть человек, которые продолжают писать письма и, наверное, тем самым пытаются расколоть труппу. Они по-прежнему пытаются найти несуществующие проблемы.

Им кажется, что они лучше, чем художественный руководитель и администрация театра, знают, как должен развиваться театр. А может, им просто нечего делать».

Московский еврейский театр «Шалом»

Вслед за артистами Театра Станиславского на собственное руководство пожаловались и актеры еврейского театра «Шалом». Послание, адресованное Лужкову, подписали 37 человек, большинство из которых – артисты (всего в труппе 41 человек). Они требовали учредить худсовет, приглашать других режиссеров и назначить на место директора более опытного человека, нежели Айвар Левенбук – сын худрука театра. Руководство пошло на диалог с подписантами, но в ходе собрания так и не удалось решить всех наболевших вопросов. «Администрация нас не услышала», – констатирует актриса Юлия Лобанова, вскоре уволившаяся из «Шалома».

Впрочем, у Александра Левенбука, художественного руководителя театра, иное мнение. «Конфликт был исчерпан еще на собрании, когда стали зачитывать то письмо в присутствии многочисленных друзей театра, – считает он. – Оказалось, что послание фальшивое и некоторые актеры даже не знали, что подписывали». «Нет худа без добра, – заключил Левенбук в беседе с корреспондентом «Театрала». – Некоторые зачинщики этого скандала ушли – почти по собственному желанию. Они поняли, что им ничего не светит в нашем театре, – ни внутри коллектива, который они подставили, ни с руководством они не наладят отношения. И мы взяли много новых и, как оказалось, очень талантливых артистов, которые не требовали никаких условий.

Кровь немного освежилась, и это к лучшему».

Челябинский театр «Манекен»

Долгое время под угрозой закрытия был челябинский театр «Манекен», поскольку еще в разгар экономического кризиса местные власти заявили, что не намерены выделять деньги на его содержание. Однако благодаря широкой поддержке общественности, СМИ и крупных театральных деятелей решение чиновников было отменено. «Манекен» из муниципального учреждения культуры превратился в муниципальное автономное учреждение, после чего изменились условия финансирования: из местной казны стали выделять субсидии – крайне ограниченная сумма, которой едва хватает на поддержание жизни театра. Руководство театра было вынуждено сократить штат сотрудников почти вдвое, что, разумеется, не прошло безболезненно для коллектива. «2010 год мы прожили во многом на энтузиазме людей, – сказал «Театралу» директор челябинского театра «Манекен» Александр Березин. – Мы были в условиях колоссального кадрового голода. Была секвестрирована заработная плата сотрудников (в основном административной части), то есть получилось работать гораздо больше, а зарплата меньше.

Тяжело было и финансово, и физически. Тем не менее мы продолжаем бороться за театр. Сейчас у нас те же проблемы: финансирование осталось мизерным, налоги выросли в два раза и снова ведутся переговоры с местными властями.

Поэтому 2011 год встречаем с тревогой». Несмотря на денежные затруднения, творческая жизнь театра била ключом. «Мы сыграли большое количество спектаклей (около 280), выпустили три премьеры, съездили на международный фестиваль, – отметил Березин. – Зрители очень любят и поддерживают наш театр».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *