«Атмосфера в театре заметно улучшилась»
На «Таганке» мечтают о Ренессансе Екатерина Васенина Руководители двух театральных «Таганок» – Валерий Золотухин и Николай Губенко – встретились в бывшем кабинете Юрия Любимова, пожали друг другу руки, обсудили возможное сотрудничество и отметили знаменательное событие рюмкой водки. Нынешние худруки не только подумывают о совместном проекте, но и заранее разрешили своим коллективам смело сотрудничать друг с другом. Николай ГУБЕНКО, худрук театра «Содружество актеров Таганки»:
– Девятнадцать лет назад Любимов выстроил стену злобы и вражды между Театром на Таганке и «Содружеством актеров Таганки». В «Содружество» от него ушли многие ведущие актеры. И все эти годы мы с любимовской «Таганкой» существовали по разные стороны баррикад.
А когда Юрий Петрович «самоупразднился», появилась возможность разрушить эту «берлинскую» стену. Здания обоих театров – это единый инженерно-технический комплекс, и были случаи, когда Любимов чинил препятствия, не допуская наших работников к инженерным коммуникациям. Так что мотивы моей встречи с Валерием Золотухиным были в первую очередь не творческие, а прагматические, точнее, технические: обогреть здание театра, обеспечить его водой и так далее.
– Когда вы оказались в любимовском кабинете, нахлынули чувства?
– Напомню, что с 1987 года, когда я был единогласно избран труппой на должность главного режиссера Театра на Таганке, и вплоть до 1990 года я работал в этом кабинете и сделал все, чтобы вернуть Любимову гражданство, а вместе с ним и кабинет. Так что «нахлынули» не чувства, а, скорее, воспоминания. Мы просто встретились с Валерием Сергеевичем, поболтали, помечтали о возможной совместной работе.
Было трудно сделать это раньше, ведь в момент раскола Золотухин занял сторону Любимова. Мы помечтали, что, возможно, Золотухину понадобится наша площадка, а нашему театру – их сцена, что мои артисты будут участвовать в спектаклях соседей и наоборот. Может быть, когда-нибудь у нас возникнет совместный проект. Я бы предложил Любимову поставить такой спектакль на обе труппы, но только на тех нищенских условиях, в которых все эти годы существовало «Содружество».
Ведь наш театр не поддерживался властями по исключительно политической причине: Лужков принял сторону Любимова. Но самое главное, что после встречи мы написали Сергею Капкову, руководителю департамента культуры, письмо с просьбой не строить для «Содружества актеров Таганки» новую бойлерную, о которой мы мечтали так много лет. А выделенные деньги пустить на модернизацию наших технических коммуникаций.
– Могли бы охарактеризовать аудиторию вашего театра?
– Зритель, предпочитающий мысль развлекаловке. Поначалу пресса беспощадно кляла нас за якобы предательство своего «учителя», хотя Любимов не был моим учителем, как и многих других таганковцев. Но в расколе старой «Таганки» пресса односторонне приняла сторону Любимова.
Зрителю надо было пробираться к театру, как по минному полю лжи. После информационной атаки, бесконечных судов, полной блокады и безденежья наступил бойкот. Никто в 90-е годы не осмеливался произнести хотя бы полслова о репертуаре театра, за исключением Виталия Вульфа, который, будучи искренним и свободным человеком, написал добрую рецензию о спектакле «Иванов» в нашем театре.
А для остальных критиков театра как будто не существовало. Но люди выживают и в блокаду. И театр выжил, несмотря на то что был не угоден ни российскому правительству, ни московскому.
К нам приходят мыслящие люди. Таких людей много, можете мне поверить или проверить, придя на наши спектакли. У истоков «Содружества» стоял режиссер Сергей Соловьев, который нашел деньги для спектакля «Чайка», и мы взлетели над полем брани и полетели на крыльях «Чайки» птичьей стаей соскучившихся по реализму артистов. «Чайка» до сих пор в нашем репертуаре и, как правило, идет при полном зале, хотя со дня премьеры прошло девятнадцать лет. Один из главных наших спектаклей – «ВВС» – посвящен Высоцкому. Шестнадцать лет аншлагов!
Спектакль «Четыре тоста за победу» посвящен памяти погибших в Великой Отечественной войне. Спектакль «Афган» основан на письмах погибших мальчиков и их родных. А еще в репертуаре все эти годы – произведения Аксакова, Жана Ануя, Горина, Ершова, Есенина, Ладо, Некрасова, Островского, Птушкиной, Саважон, Салтыкова-Щедрина, Бернарда Шоу, Шварца и многих других.
Валерий ЗОЛОТУХИН, худрук Театра на Таганке:
– Всю жизнь я занимался только собой, только своим эго и своей карьерой, писательской или актерской. И вдруг эта просьба ста тридцати человек, актеров, сотрудников «Таганки», практически родственников: «Не покидайте нас, встаньте во главе театра». Почти по тексту пьесы Ионеско «Король умирает», которую я репетирую сейчас у Кшиштофа Занусси. Ведь никто не ждал, что заявление об уходе, которое Юрий Петрович положил на стол в департаменте, он не заберет и уж тем более что оно будет подписано.
Никто даже не думал о смене руководителя.
– А вы сразу согласились взять на себя такую ответственность или сомневались?
– Мне было трудно – и согласиться, и не согласиться. Но коллектив очень просил, и я пошел на компромисс с самим собой. Пока формировался репертуар сезона, согласился до 15 октября выполнять обязанности директора и некоторые функции художественного руководителя. Финансовая структура театра такова, что если мы к определенному сроку не подадим в департамент заявку по каждому спектаклю со сметой, бюджет на новый сезон не поступит. По истечении этого срока худсовет театра еще раз обратился к нашему руководству, и новый глава департамента культуры продлил со мной контракт.
Я узнал об этом по радио «Эхо Москвы».
– Что вы считаете сейчас своей главной задачей?
– Своей задачей я полагаю работу для труппы. Много новой работы. Сохранение репертуара Любимова приоритетно, но все равно, как говорят в пьесе «На дне», «в телеге прошлого далеко не уедешь».
Какие-то спектакли Юрий Петрович снимал сам, какие-то, например «Сказки», охрана труда запрещает эксплуатировать из-за батутов. Конструкция спектакля «Замок» пришла в негодность. Мы стараемся по возможности сохранить весь огромный репертуар. Однако нужно двигаться дальше.
Если театр не репетирует, он не развивается. Я звонил многим режиссерам – приглашал поработать на «Таганке». Но портфели расписаны на годы вперед – и у Петера Штайна, и у Андрея Могучего, и у Кирилла Серебренникова… Тем не менее в этом сезоне мы планируем выпустить три премьеры: итальянский режиссер Паоло Ланди ставит «Венецианских близнецов». Сергей Федотов из Перми ставит «Калеку с Инишмана».
Польский режиссер Кшиштоф Занусси ставит с артистами «Таганки» пьесу Ионеско «Король умирает».
– Как сейчас складываются ваши отношения с коллективом?
– Атмосфера в театре заметно улучшилась. Активно заработала Малая сцена, там играют экспериментальные спектакли, проходят музыкальные и поэтические вечера. Репертуар составляем вместе с художественным советом театра.
– У вас в театре был культ Юрия Любимова. Артистам, наверное, непривычна работа в его отсутствие?
– Нас жизнь поставила перед такими обстоятельствами – быть самодостаточными и работать по-новому. У меня, например, застоя не бывало: нет работы на «Таганке» – иду в Театр армии играть Павла Первого, или к Трушкину в Театр Чехова, или еду в Калугу играть в «Ревизоре»… Вся труппа пока так жить не умеет. А надо попытаться научиться работать именно в этом режиме. Очень важно, что из театра никто не ушел. Кстати, к нам даже вернулся артист Дмитрий Высоцкий.
Что будет завтра – посмотрим.