Авторский вечер Владимира Дашкевича

театр «Смольный собор»

Концертно-выставочный зал «Смольный собор»

16 ноября, пятница. Начало в 19 часов

Авторский вечер Владимира Дашкевич
«Солдатский вечер»

Первое исполнение в Санкт-Петербурге

 Ансамбль Дмитрия Покровского
Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика»

Владимир Дашкевич – известнейший композитор, автор музыки к многочисленным спектаклям, автор симфонических произведений, опер. В жанре киномузыки Владимир Дашкевич – среди первых имён в отечественном кинематографе. Кинозрители  знакомы с его творчеством по фильмам «Бумбараш», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце», «Зимняя вишня», «Пеппи Длинный чулок», «Вор», «Вовочка», «Азазель» и многим другим.

Исключительно плодотворна многолетняя совместная работа композитора с певицей Еленой Камбуровой

Вряд ли найдется человек, который бы не знал и не любил музыку к культовому кинофильму 70-х «Бумбараш». С этого фильма началась многолетняя творческая дружба  поэта  Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича. И именно эта музыка и песни, написанные ими, легли в основу «Солдатского реквиема».

Произведение написано для вокального ансамбля и симфонического оркестра и раскрывает обобщенный образ русского воина. Индивидуально-лирическая тема простого солдата, ушедшего на войну и погибшего в её месиве, приобретает  эпический, обобщающий смысл, становится  историей не одного, а многих  солдат, историей огромной страны и её народа. Нет войне, пожирающей и уничтожающей любовь, мир, жизни, души – таков общечеловеческий пафос оратории.

Не случайно в качестве ключевого текста в финале использованы слова Нагорной проповеди из Евангелия от Матфея.

Чрезвычайно актуальна, хотя и непривычна в отношении музыки, написанной изначально для кино, сама идея крупной цельной музыкальной формы. Здесь срабатывает эффект неожиданности, и музыка к песням, ставшим уже давно абсолютными хитами, горячо любимыми многими поколениями россиян, вдруг приобретает совершенно иное смысловое звучание на этом «длинном дыхании» повествования.

Музыкальный язык «Солдатского реквиема», демократичный и запоминающийся, наполнен яркой мелодикой, при этом он далек от примитивности. Доступность и ясность высказывания, выражающего глубокое философское послание – вот что  характеризует это произведение, в котором нет лишнего пафоса, ложной патетики, искусственной героики, но есть много  юмора, лирики и любви к человеку.

Воздействие музыки усиливается содержанием специально созданного видеоряда, основанного на произведениях русской живописи — от иконы до военного плаката, от батального жанра до наивного искусства. Опираясь на этот мощный ряд зрительных образов, оригинальная версия Ансамбля Дмитрия Покровского живой интонацией, просто, органично и естественно  ведет музыкальное повествование, постепенно раскрывая перед зрительской аудиторией огромный потенциал и глубокий смысл авторского высказывания, заложенного в этом произведении, создавая  единый и многоликий образ  России, всем солдатам которой посвящается этот Реквием.

Смольный собор дарит петербуржцам возможность встречи не только с новым произведением Владимира Дашкевича и Юлия Кима, но и с искусством уникального коллектива — Ансамбля Дмитрия Покровского (г. Москва).

Ансамбль, созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем, лауреатом Государственной премии СССР Дмитрием Покровским, стал первым коллективом, где по-настоящему объединилось подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки – с современной музыкальной культурой. Своим появлением он в корне перевернул все бытующие представления о народном искусстве и его сценическом воплощении.

Благодаря поддержке Ю.П. Любимова с 1998 г Ансамбль стал Творческой мастерской Театра на Таганке.

История коллектива насчитывает почти четыре десятилетия. Уникальная певческая школа, созданная Дмитрием Покровским, за эти годы доказала свою творческую и методологическую состоятельность. Артисты Ансамбля Покровского в совершенстве владеют различными традиционными манерами исполнительства.

Постоянное экспериментирование с возможностями певческого голоса позволило найти новый музыкальный язык, который разрушил стену, отделяющую современное искусство от его естественных корней. В сочетании с блестящей техникой, мощной энергетикой и слаженностью ансамблевого исполнения это предоставляет коллективу широчайшие возможности в любых направлениях музыкального искусства.

В репертуаре коллектива музыка разных традиций и стилей русской деревни, записанная им в многочисленных экспедициях. В концертах ансамбля можно услышать и духовные песнопения, в том числе староверов, духоборов, молокан. Несколько программ посвящены календарным крестьянским праздникам и народной драме.

Ансамбль исполняет не только фольклор, но и классику, и произведения современных композиторов (И. Стравинского, А.Шнитке, Р.Щедрина, В.Дашкевича, А.Батагова, В. Мартынова, А. Раскатова, С. Беринского, В.Николаева, И. Юсуповой, М. Шмотовой и др.), участвует в театральных постановках и создании фильмов.

Ансамблю Покровского удалось оторвать русскую традиционную музыку от её этнографического контекста и сделать её явлением мировой музыкальной культуры в целом.

Благодаря этому Ансамбль постоянно сотрудничает с самыми разными авторами, исполнителями и коллективами (Томас Адес и Бирмингемский Симфонический Оркестр, Paul Winter Consort, Nederlands Blasers Ensemble, Татьяна Гринденко и Opus Posth, Алексей Айги и 4.33, Свято-Никольский хор Третьяковской галереи, Алла Демидова, Феликс Коробов и и мн.др.) и открыт для новых творческих контактов. По-прежнему вызывая неподдельный интерес у публики, за эти годы Ансамбль Покровского неоднократно побывал с концертами в Японии, США, Англии, Австрии, Германии, Финляндии, Израиле, Испании, Италии.
И в России, за рубежом единодушно признают уникальность творческого опыта этого коллектива, величайшее воздействие Ансамбля на зрительскую аудиторию.

«Как 30 лет назад, так и сейчас лучше них обращаться с русской народной музыкой никто не научился. Подкупает сочетание научной достоверности и импровизационной свободы, пестроты экзотических тембров и выверенности их созвучия. Программа отлично выстроена: все самые выигрышные детали традиции пущены в дело – контрасты обрядовых и "светских" песен, хороводы и игры, абсурдистские тексты прибауток и возгласы-заклинания…» (Коммерсантъ).
 «Ансамбль Покровского – это “наше всё”, это имя нарицательное, это колоссальный пласт культуры, это истинное музыкальное лицо России. Уникальный певческий коллектив, существующий без малого 30 лет, и после смерти Дмитрия Викторовича Покровского (1944-1996) продолжает глубокое изучение русских фольклорных традиций, исполняя духовную, народную, классическую музыку, участвуя в записи альбомов, сотрудничая с другими известными музыкантами и композиторами в России и за рубежом» (Ваш досуг).

Посетители концерта имеют возможность бесплатно посетить новую экспозицию, развёрнутую в выставочном пространстве Смольного собора. «Пейзажи вулканической гряды де Пюи в центральной Франции.

Фотографии Сержа Сегэна» — уже четвертая выставка, организованная музеем совместно с Генеральным Советом департамента Пюи-де-Дом, находящегося в центре Франции, в Оверни. На землях этого департамента и в городке Монферран (ныне – часть города Клермон-Ферран) строили дома, мосты и дороги несколько поколений предков Огюста Монферрана, знаменитого архитектора, создателя Исаакиевского собора. Серж Сегэн, фотограф Департаментального архива, много лет увлечен красотой спящих вулканов и живописной долины Лимань у их подножия.

Его работы позволяют почувствовать эту красоту и тем, кто находится вдали от нее.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *