Бабочка как смысл бытия
Анастасия ТОМСКАЯ Алена Ибрагимова в спектакле «ПаДэДэ» Каждый год у зрителя есть уникальная возможность увидеть спектакли, которые идут лишь несколько месяцев. В этот краткий, как жизнь бабочки, период на сценах учебных театров выпускные курсы театральных вузов играют свои дипломные спектакли. «Дипломки» разительно отличаются от привычных репертуарных или антрепризных спектаклей, в которых заняты взрослые, дипломированные артисты с опытом. У студентов, что называется, глаза горят: жажда показать, на что они способны, в сочетании с молодостью на выходе почти всегда рождает очень неплохие работы. Школа-студия МХТ представляет «Безымянную звезду» в постановке Алены Анохиной, выпускницы Мастерской Камы Гинкаса. Билеты на спектакль – дефицит, их надо ловить.
Чем же грустная ироничная история любви в захолустном городишке так прельстила зрителя? Исключительно атмосферой, умело выстроенной молодым режиссером. Зритель, сидящей на сцене, наблюдает, как герои молодыми дельфинами ныряют в «море» (пустом зрительном зале), порхают по воздуху, почти взлетая на колосники, и любят друг друга на крутящейся, будто земной шар, постели…
Модная нынче ориентальная тема также нашла отражение в творчестве молодых. С этой точки зрения интересен спектакль «Шакунтала» по известной пьесе Калидасы, повествующий о прекрасной девушке, оставленной возлюбленным, но благодаря достоинствам восхитительной отшельницы, вернувшимся к ней. Это яркое зрелище, наполненное полными неги изгибами индийских танцовщиц, восточными музыкальными переливами, разыграно российскими студентами Мастерской П.О.
Хомского и В.В. Теплякова. Как славяне-блондины находили общий язык с режиссером-постановщиком Абхилашем Пиллайем из Национальной школы драмы в Нью-Дели, остается загадкой.
Тем не менее смесь русской психологической школы и традиций Болливуда очень любопытна.
«Дон Хиль – зеленые штаны» в постановке Михаила Борисова идет в Учебном театре Щукинского училища. Студенты курса Юрия Шлыкова не столько играют испанскую комедию Тирсо де Молины, сколько играют в нее: красивая пьеса вдруг превращается в развеселую вампуку. Второй спектакль этого курса – «Театральный роман» – идет на малой сцене Вахтанговского театра.
Это совершенно иное зрелище – в атмосфере двадцатых годов нэпманской Москвы.
[%5768%]Мастерская Сергея Голомазова в РАТИ – пожалуй, лучший выпускной курс этого сезона. Он играет несколько спектаклей, практически составляющих репертуар целого театра. «Тартюф» режиссера Сергея Посельского – яркие костюмы, самая настоящая рампа, танцы и веселая кутерьма. Бой подушками, кринолины женщин, беготня и возня, больше похожая на веселую игру в салочки в летний солнечный день. Уморительно смешная история, легкая, динамичная, очень обаятельная.
Казалось бы: известный сюжет, много раз поставленная пьеса. Но игра артистов – по-французски легкомысленная, почти канканная, и очень уважительная по отношению к тексту. Это редкий в теперешнем театре спектакль, в котором нет ни пошлости, ни цинизма, ни вульгарного бессмысленного смеха.
«Правила дорожного движения (ПаДэДэ)» поставлены по пьесе Ксении Драгунской «Последние новости мужского платья» (режиссер Алексей Фроленков). Главная удача спектакля – искренняя работа Алены Ибрагимовой, играющей Машу. В Машу влюбляются все, даже священник в черной рясе с противоположного эскалатора, и казалось бы, непонятно с чего: варежки на резинках, рюкзак за плечами, пухлая куртка, волосы небрежно забраны в пучок. Но как посмотрит глазищами – все, пропал человек. Даже сосед-писатель Кузьма (Алексей Дякин) в кошмарных трениках, жуткий бабник и пьяница – и тот, присмирев, садится у ее ног. «Голомазовцами» разыграна и пронзительная ирландская история Б. Фрила «Танцы на празднике урожая»: семь отличных актерских работ, четыре женских и три мужских.
Это история о том, как темноглазая Крис (Антонина Шеина) отчаянно ждет, а потом обнимает любимого, игнорируя разгневанные и возмущенные окрики сестер. А еще о том, как мужественно можно нести бремя своего прошлого.
Параллельный курс РАТИ – Мастерская Олега Кудряшова – играет на сцене того же Учебного театра замечательный спектакль «Колесо фортуны». Стихи средневековых поэтов-вагантов, положенные на музыку Карла Орфа, сочетаются с оригинальными пластическими номерами.
Дипломные спектакли давно обрели свое законное место в театральной жизни столицы. На базе РАТИ уже седьмой год проводится фестиваль «Подиум», а в Театральном центре «На Страстном» пройдет второй фестиваль дипломных и постдипломных спектаклей «Твой шанс». Краткость жизни студенческих спектаклей делает их еще более привлекательными.
Успеть увидеть будущую звезду, почувствовать прелесть незаштампованности, очарование молодости, готовность пускаться в самые смелые творческие эксперименты – вот что привлекает зрителя, каждый год до отказа заполняющего залы студенческих театров.