Бах в Москве, Ариадна в Нижнем

"Интересное начинание, между прочим" — общий смысл слов Юрия Лужкова, завершивших первый вечер Пасхального фестиваля. В начале концерта мэр произнес протокольную речь, однако после напоминания Валерия Гергиева о том, что "Русь все-таки земля московская", Лужков не смог не подняться на сцену еще раз.Бах в Москве, Ариадна в Нижнем Не обошлось без его любимой оговорки — светский фестиваль мэр назвал "православным".

Пасхальный фестиваль проводится в третий раз, и главных особенностей у него три. Одна из них касается симфонических программ, впервые за эти годы соединенных общей идеей: таковой стал цикл симфоний Прокофьева. Год назад — в дни пятидесятилетия со дня смерти композитора — Гергиев ограничился лишь одним прокофьевским вечером, зато сейчас представляет все семь симфоний Сергея Сергеевича, многие из которых играются в Москве раз в несколько лет.

На открытии была исполнена Первая, "Классическая", мгновенно создавшая ощущение праздника. "Свадебке" Стравинского, открывавшей прошлый фестиваль, это удалось куда в меньшей степени.

Вторая особенность программы нынешнего Пасхального — обилие произведений зарубежных композиторов. Если ранее декларировалась приверженность фестиваля русской музыке и в концертах лишь случайно мелькали Шуберт, Штраус, Равель, то сейчас репертуар разумно расширен.

Отдельная глава теперешнего форума — "Дни Баха в Москве", проходящие с участием Виктории Мулловой, Рут Цизак, Владимира Фельцмана, Филиппа Херрвега. При таком количестве звезд баховские вечера не останутся в тени симфонических программ Валерия Гергиева, где Прокофьеву и Рахманинову сопутствуют Равель и Стравинский (его неоклассические концерты принадлежат европейской музыке не в меньшей степени, нежели русской). На открытии греческий скрипач Леонидас Кавакос сыграл также концерт Сибелиуса — ранняя, малоизвестная версия знаменитейшего концерта существует чуть ли не в единственной записи, которую сделал именно Кавакос.

Третья особенность фестиваля — претворение в дело слов, без особого смысла повторявшихся год назад наподобие мантры: "Фестивалю придан статус федерального". Лучшее из того, что звучит в эти дни в Москве, услышат жители Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Твери и других городов.

Для регионов подготовлен также ряд эксклюзивных программ — среди них концертное исполнение опер "Жизнь за царя" и "Ариадна на Наксосе", а также Вариации на темы рококо Чайковского в переложении для альта с оркестром (угадайте фамилию альтиста). ГАЗЕТА будет внимательно следить за тем, как примут музыкантов в глубинке. Сама же идея превращения фестиваля из столичного высоколобого мероприятия в общероссийский праздник искусств вполне благородна, однако количество всегда может ударить по качеству.

Самые высокопрофессиональные музыканты тоже люди, для которых играть каждый день в новом городе, а то и в двух — подвиг.

В усталости ли мариинцев дело или в чем-то другом, — первый вечер получился не слишком ровным. В концерте Сибелиуса Гергиев не раз ловил вдохновение, но в финале медные духовые настолько вышли из берегов, что и Гергиева, и Сибелиуса было не узнать. Что касается Кавакоса, то из музыкантов его поколения вспоминался Вадим Репин — участник предыдущих Пасхальных фестивалей: он сыграл бы глубже и техничнее.

Финал Второй симфонии Рахманинова, завершившей концерт, удивил грубоватым звоном тарелок и непомерно быстрым темпом. Впрочем, главное блюдо фестиваля все же Прокофьев, и именно он на открытии звучал удачнее всего.

Илья Овчинников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *