Бенефис народного артиста России Евгения Леонова-Гладышева
театр «Театр Сатиры на Васильевском»
18 февраля в 19.00 на Большой сцене Театра на Васильевском состоится бенефис народного артиста России Евгения Леонова-Гладышева в спектакле «Дети солнца» по пьесе Максима Горького в постановке Владимира Туманова.
Режиссер-постановщик – Владимир Туманов
Художник-постановщик – засл. худ. России Лауреат Гос. Премии Александр Орлов
Художник по костюмам – Стефания Граурогкайте
Художник по свету – засл. Раб. Культуры России Евгений Ганзбург
Балетмейстер – Николай Реутов
Музыкальное оформление – Виктор Волна
Действующие лица и исполнители:
Павел Федорович Протасов – н.а. России Евгений Леонов-Гладышев
Лиза, его сестра – Мария Фефилова / Светлана Щедрина
Елена Николаевна, его жена – лауреат премии правительства РФ, н.а. России Наталья Кутасова
Дмитрий Сергеевич Вагин – Леонид Алимов
Борис Николаевич Чепурной – н.а. России Юрий Ицков
Мелания, его сестра – Татьяна Калашникова
Назар Авдеевич – Владислав Лобанов
Миша, его сын – Александр Удальцов / Сергей Агафонов
Егор, слесарь – Игорь Бессчастнов
Авдотья, его жена – Светлана Щедрина / Мария Фефилова
Яков Трошин – Михаил Николаев
Антоновна, нянька – з.а. России Елена Рахленко
Фима, горничная – Екатерина Рябова
Роман – з.а. России Дмитрий Евстафьев
Продолжительность спектакля 3 часа .
24 января отметил юбилей народный артист России, известный актер театра и кино Евгений Леонов-Гладышев.
Евгений Борисович Леонов родился 24 января 1952 года в столице Литвы Вильнюсе.
Избрав актёрскую карьеру, Евгений поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1972 г., ещё продолжая обучение, он дебютировал в кино, впервые появившись на экране в детской приключенческой драме режиссёра Радомира Василевского «Включите северное сияние». В 1973 году Евгений Леонов закончил ЛГИТМиК (мастерская Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд) и стал актёром киностудии «Ленфильм».
В своих первых фильмах Евгений снимался под фамилией Леонов, но после картины «Фронт без флангов» он добавил к ней Гладышев (фамилию матери), чтобы в титрах не было совпадений со знаменитым актёром Евгением Леоновым.
В картину «Место встречи изменить нельзя» Евгения Леонова-Гладышева пригласили, когда он снимался на Одесской киностудии. Станислав Говорухин предложил ему небольшую роль оперативника Васи Векшина, которая стала одной из любимых в творческой биографии артиста. Актер признается: «…Многие ленты из моего багажа стираются даже в моей памяти, не говоря уже о зрительской. А вот «Место встречи…» смотрю и получаю огромное удовлетворение.
Вообще — от фильма, а не только от моего маленького эпизода». Евгений Леонов-Гладышев никогда не считал для себя унизительным играть эпизоды. «Эпизод – это малая форма существования персонажа в картине, и эпизод всегда требует от актера большой творческой мобилизации… поэтому эпизод надо играть очень сочно, ярко, крупными мазками», – утверждает он.
Многим зрителям Евгений запомнился и полюбился по детскому романтическому сериалу «Волны Черного моря» (где он сыграл Петю Бачея) и кинороману Андрея Кончаловского «Сибириада» (Алеша Устюжанин в юности).
Затем последовали роли во множестве кинофильмов и телесериалов.
В 2010 г. Евгений Леонов-Гладышев пришел работать в Театр на Васильевском. О причинах столь крутого поворота в актерской карьере он рассказывает:
— У меня за плечами театральная школа, мастерская великого русского актера Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд, дочери реформатора мирового театра. Но жизнь сложилась так, что на протяжении десятков лет я в качестве актера работал в кинематографе. Когда на рубеже 80-90-х годов произошел массовый обвал в кинопроизводстве, я почувствовал, что при тотальном засилье телевизионных сериалов, чьи художественные достоинства часто не выдерживают никакой критики, возникает опасность просто потерять профессию. Рынок расплющил всех, раздавил морально, нравственно, финансово, как хотите… Все на продажу, как в фильме Вайды.
От этих искушений, которые заполонили все вокруг, надо было спасаться.
Да, меня предупредили, я и сам знал о том, что в театре актеры живут небогато. Но при этом театральные актеры воспитаны на лучших традициях отечественной культуры, литературы. Спектакль требует колоссальных энергетических, психологических, физических затрат. Жизнь человеческого духа, вот о чем нужно думать.
Мне кажется, именно театр еще как-то является оплотом искусства, пытается сохранить традиции, развить у артистов хороший художественный вкус, профессиональные качества.
О том, почему он выбрал именно Театр на Васильевском, артист тоже рассказал в интервью:
— Во-первых, потому что я видел последние здешние спектакли – они действительно очень серьезны и хороши (о чем свидетельствует и присуждение Премии Правительства РФ и «Золотого Софита» спектаклю «Даниэль Штайн, переводчик», который поставил режиссер Анджей Бубень). И с художественным руководителем театра Владимиром Словохотовым мы давно знакомы. Во-вторых – потому что меня пригласил в свою работу режиссер Владимир Туманов. С ним я когда-то начинал работать над спектаклем по пьесе Киры Александровны Крейлис-Петровой.
Войти в тот спектакль мне, по ряду причин, не удалось. А тут вдруг Туманов мне предложил роль Павла Протасова в пьесе «Дети солнца»!
Туманов почувствовал: природная органика артиста, его открытость созвучны образу Протасова. И не ошибся. Театральные критики в первых же рецензиях на премьеру «Детей солнца» приветствовали работу Е.Леонова-Гладышева:
«Евгений Леонов-Гладышев на театральную сцену не выходил много лет, но на удивление органично держится в ансамбле, а его роль выглядит одной из лучших в спектакле.
Он играет Павла Протасова человеком, по-юношески увлеченным наукой и преданным ей. Романтик и идеалист в лаборатории, он в жизни держится подальше от реальности. Спектакль отчетливо напоминает о своеобразном родстве горьковского Павла Федоровича Протасова с толстовским "живым трупом" Федором Протасовым. Но в спектакле этот интеллигентский эскапизм выглядит очаровательным и нуждающимся в защите». (Елена Герусова. Человек звучит горько. «Дети солнца» на Васильевском острове / Коммерсантъ С-Петербург.
2011. 9 марта).
«Событием для Петербурга стало появление на сцене актера, с городом давно не связанного, – Евгения Леонова-Гладышева, да еще в главной роли. Такого рода «спусков» кинозвезд на театральную «землю» мы видели немало. Чаще всего из этого ничего путного не выходило. Леонов-Гладышев при ближайшем рассмотрении – совершенно театральный актер, что должно рассматриваться как комплимент.
Сказался ЛГИТМИК, где Леонов-Гладышев получил образование. В его игре не было неловкостей, попыток изобразить «кадр» и себя в нем. Он, по-видимому, сошелся с труппой. Важно, конечно, и то, что играет актер.
Протасов в исполнении Леонова-Гладышева – немудреный чудак. Скорее всего, дилетант. К его опытам никто не относится всерьез (включая режиссера). Мечты Протасова младенчески чисты, как и его брачная путаница.
В рабочем переднике или в воскресном светлом костюме этот химик, возможно, начал свои опыты задолго до того, как женился, еще в гимназическом возрасте. Этот Протасов пребывает где-то в башне из слоновой кости – и никакая богачка Мелания не нужна, чтобы ее соорудить». (Елена Горфункель. Горький вкус любви / Театрал. 2011.
23 Марта).