Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач
театр «На Литейном»
14 октября в 18.00 на сцене театра «На Литейном» состоится бенефис народной артистки России Татьяны Ткач. Зрители увидят актрису в роли помещицы Гурмыжской в спектакле «Лес».
За эту роль актриса была удостоена Государственной премии России.
Путь на сцену у Татьяны Ткач начался, как это часто бывает, с ролей в школьном драмкружке.
Но кроме внешних данных природа наградила Татьяну Ткач сильным характером, потрясающим чувством юмора и глубоким драматическим даром, что позволило актрисе выйти за рамки своего сценического амплуа и предназначавшихся ей ролей героинь. Мастер курса Н. Ольховский сформировал у актрисы вкус и интерес к поиску характерности, умение существовать на грани фарса и гротеска.
Проработав некоторое время в Харьковском драматическом театре, Татьяна Ткач получила приглашение от Н.П.
Акимова в труппу Театра Комедии. Но молодость на то и дается, чтобы совершать безумства. Не дойдя несколько сотен метров до Театра Комедии, Татьяна Ткач оказалась в труппе прославленного БДТ.
И вновь непредсказуемы повороты судьбы. Не проработав и сезон у Г.А. Товстоногова, актриса уходит из театра, чтобы сыграть одну из лучших своих ролей в кино – роль Люськи в фильме «Бег».
Незабываемыми станут и роли в фильмах: «Белое солнце пустыни», «Место встречи изменить нельзя», «Черный ворон», «Сестры», «Бандитский Петербург».
В 1970 году она находит свой театр, в котором служит до сих пор – театр Драмы и Комедии (ныне Театр «На Литейном»).
Первой ролью на этой сцене стала роль Амаранты в спектакле «Испанский священник». За годы работы в театре актриса создала самые разные женские образы: это мужественная Марика в спектакле «Помощник прокурора», хитрая хозяйка гостиницы Молли в «Мышеловке», неуверенная Дженни в спектакле «Все в саду», глуповатая Маша в «Касатке», ироничная Марина в «Настоящем мужчине».
Но самой любимой, по признанию актрисы, стала роль Мэртл в спектакле «Царствие земное». Запрещенная пьеса Т. Уильямса в постановке К. Гинкаса оказалась возможной на сцене советского театра, благодаря усилиям главного режиссера театра – Я.С. Хамармера. Сложная, многоплановая пьеса зарубежного автора открывалась неожиданными гранями. Трое главных героев – двое мужчин и одна женщина, оказывались в экстремальной ситуации накануне потопа.
Татьяна Ткач играла проститутку, женщину, которая стремится вырваться из своего прошлого, обрести женское счастье. Но ее героиня оказывалась заложницей обстоятельств, игрушкой в руках мужчин, однако продолжающей верить и надеяться — подобно феллиниевской Кабирии.
Именно тогда, актриса находит и свою тему – тему преодоления судьбы. Тема перерождения слабой женщины в сильную.
Возрождение из жестоких жерновов судьбы оказалось близким самой актрисе. Татьяна Ткач – удивительно добрый, мягкий и ранимый человек. Но жизнь, как и сцена, диктует свои условия и зачастую требуется быть жесткой и жестокой, требовательной и решительной.
Королева Елизавета в исполнении Татьяны Ткач в спектакле «Ричард III» при кажущейся внешней силе и стойкости, внутри была сомневающейся и мечущейся женщиной, вынужденной бороться и не сдаваться.
Актриса мастерски создает психологически глубокий и сложный образ Фру Алвинг в спектакле «Приведения Генрика Ибсена», и сатирически рисует образ экстравагантной миссис Форсайт в спектакле «Love for love. Любовь за любовь».
Великолепное чувство юмора и жизнелюбие не покидает актрису в любой ситуации, и если это становится возможным, то она щедро наделяет этими качествами своих персонажей. Именно так, озорно и лукаво, с изящным напором ее Праксагора помогла женщинам проучить нерадивых мужей в пьесе Р. Мерля «О, женщины!».
Неожиданной для актрисы стала роль Бабушки Тихоновой в спектакле «Городской романс». Красивая «бабушка» Татьяны Ткач горько, но не без улыбки, делилась со зрителями смешными монологами об украденной судьбе. А бесшабашная Клава в «Вере. Надежде. Любви» была поразительно достоверной, узнаваемой и безумно ироничной.
В 2006 году Татьяна Ткач и Елена Немзер были награждены Высшей театральной премией Санкт-Петербурга за спектакль «Театр Химер» в номинации «лучший актерский ансамбль». Это была история двух актрис, продолжающих верить и отстаивать идеалы театра, несмотря на жизненные невзгоды.
Настоящей сенсацией, но и закономерным продолжением творческого пути актрисы в создании интереснейших женских образов мировой драматургии, стала роль очаровательной и жизнерадостной помещицы Гурмыжской в спектакле «Лес».
Экстравагантная дама из усадьбы «Пеньки» продолжила вереницу ее обаятельных и восхитительных персонажей. Ее героиня при своей кажущейся расчетливости и меркантильности, на самом деле оказывается незащищенной и милой куколкой, обаятельной простушкой, томящейся в отсутствии любви и жаждущей поцелуев при лунном свете. Гурмыжская Татьяны Ткач – это Актриса.
Главная Актриса в своем поместье. Именно она решает, какой будет разыгран спектакль. И с удовольствием разыгрывает его.
Роли, созданные Татьяной Ткач на сцене и в кино отличает удивительная артистичность и искренность интонаций.
Ее героини остаются женственными и привлекательными в любой ситуации. С огромной неохотой они становятся сильными и властными, потому что знают, что главное предназначение женщины — быть слабой!
Быть женщиной! И Татьяна Ткач – лучшее тому подтверждение.
В этот день откроется выставка, посвященная творчеству актрисы.