Бетховенский фестиваль в Бонне
Как выясняется, на родине Бетховена в городе Бонне его музыка еще никому не надоела. Даже наоборот. Главным, задолго и вчистую распроданным событием нынешнего Бетховенского фестиваля стал полный цикл из бетховенских симфоний в исполнении 81-летнего патриарха Курта Мазура и его Национального оркестра Франции.
Непонятно, как это случилось, но за всю новейшую историю фестиваля (который в том или ином виде существует с незапамятных времен, благополучно пережил фашизм и готовится в следующем году отмечать десятилетие своего обновленного состояния) таким мощным залпом симфонии Бетховена еще не выстреливали. Девять штук за четыре дня — с 6 по 10 сентября. Девятая симфония к тому же с прямой трансляцией на одну из боннских площадей.
По той причине, что желающих послушать симфонию гораздо больше, чем мест в местном концертном зале, носящем имя понятно кого.
Сыграть в Бонне Бетховена с французским оркестром — это было личное решение чрезвычайно почитаемого бывшего главного маэстро ГДР, представителя того самого уходящего поколения легендарных немецких дирижеров. До этого Мазур уже провел цикл в Париже, но с гораздо большими временными промежутками между концертами.
Оркестр, отличающийся невероятно красивым, плотным, чувственным, физиологически осязаемым звуком, под его руководством играет Бетховена как-то очень по-человечески, тепло и даже уютно, безо всякого «штурм-унд-дранга», без стрессов и напряжения. Бетховен у него хорош не непрерывностью развития, а чудесными зависаниями, остановками, любованием. Что, впрочем, не мешает сухому, прямому, благородно состарившемуся маэстро, когда нужно, старческой рукой мастерски завернуть гайки и выстроить динамичный финал.
Итак, в этом году тут «французский» Бетховен. Пару лет назад, когда Михаил Плетнев со своим Российским национальным оркестром играл все фортепианные концерты, тут был «русский» Бетховен. В следующем году все-таки вроде обещают «немецкого».
Хотя это выглядит как-то слишком просто. Находить новые углы зрения на старые вопросы — вот чем должна блистать европейская кураторская политика.
Тема нынешнего фестиваля, впрочем, не слишком оригинальна — «Власть и музыка». Можно трактовать и в смысле «Власти музыки», и в смысле «Музыки власти». Второй вариант, конечно, предпочтительнее — сразу возникает всячески поощряемая (в том числе и материально) социальная заостренность.
Так что почетное место, помимо Бетховена и взаимоотношений его и его музыки с Наполеоном и нацистами, в программе фестиваля занимают личности коммуниста Ханса Эйслера, эмигранта Арнольда Шенберга и позднего романтика Антона Брукнера, которому не посчастливилось войти в число любимцев Гитлера (по этой причине после войны его практически прекратили исполнять). Это и фильмы, и разговоры, и нешуточный визит одного из лучших оркестров Америки — Нью-Йоркского филармонического во главе с Лорином Мазелем, который исполняет Восьмую симфонию Брукнера.
Кроме того, в этом году на фестивале снова русский акцент. Хоть и не такой жирный, как два года назад, когда, увлекшись взаимоотношениями Бетховена с Россией (у композитора нашлось несколько русских спонсоров), благодарный фестиваль наприглашал кучу российских музыкантов и даже заказал оперу московскому композитору Владимиру Тарнопольскому.
На сей раз тоже заказана новая музыка. Молодой и пока никому не известный ученик Александра Чайковского Кузьма Бодров написал Каприс для скрипки с оркестром, который уже ближе к концу фестиваля (он длится весь сентябрь) будет исполнен силами студенческого Anton-Rubinstein-Orchester из питерской консерватории под управлением нового консерваторского директора Сергея Стадлера и лауреата последнего конкурса Чайковского Никиты Борисоглебского. Привлечение молодых сил из дальних регионов — ежегодный местный специалитет.
Тут даже молодежный оркестр Египта бывал.
Музыку Бетховена питерский оркестр, конечно, тоже сыграет. Фестиваль ведь не боится никаких новых ракурсов.
Екатерина Бирюкова, openspace
На фото: Национальный оркестр Франции