Биржа труда Галины Вишневской
В Екатеринбурге прошла Всероссийская ярмарка певцов-, путешествуя по разным городам России. Но перестроечная лихорадка загубила эту затею.
После провалившейся ярмарки 1990 года возникла пауза длиной в одиннадцать лет.
В 2001 году начался отсчет новейшей истории ярмарки. Умелым организатором выступил Союз театральных деятелей России. Он мудро пригласил Галину Вишневскую в качестве почетной патронессы ярмарки и, кажется, самой заманчивой ее «купчихи».
Моментально интерес к ярмарке, ее статус заметно выросли, и мероприятие стало ежегодным.
Уже пятый год Галина Вишневская приезжает в Екатеринбург. Нынешняя ярмарка стала более праздничной – открылась гала-концертом, пробудившим публику от межсезонной спячки. Зал оперного театра едва вместил всех желающих услышать экс-солистку Мариинского театра с мировым именем Галину Горчакову, премьера Большого театра Бадри Майсурадзе, солиста Мариинки Виктора Черноморцева и приму Татарского театра Ирину Джиоеву.
Хозяев на концерте представляла меццо Нина Чигирева. Больше всего аплодисментов досталось дуэту Горчакова – Майсурадзе.
Помимо «торгов», под эгидой ярмарки в Екатеринбурге прошел «круглый стол», на котором пытались сформулировать проблемы современной вокальной педагогики в России, а также мастер-классы Бадри Майсурадзе, профессоров Московской консерватории Антонины Яковлевой и известного аккомпаниатора Важи Чачавы, а также доцента Академии хорового искусства Дмитрия Вдовина.
Сама ярмарка не очень задалась в том плане, что предлагаемый «товар» оказался не слишком высокого класса. Театры заключили немного сделок, хотя теперь они уже не стремятся заманить певца в Сыктывкар или в Магадан на штатную работу «пожизненно», а ищут исполнителя на конкретную роль и определенное количество спектаклей.
По убеждению Галины Вишневской, половина певцов вообще не должна была принимать участие в нынешней ярмарке по причине профессиональной незрелости. Несколько человек из разных городов поразили Галину Павловну «неправдоподобно низким качеством» вокала. Ответственность за появление на сцене певцов-полулюбителей,лежит, по мнению Вишневской, прежде всего на преподавателях. «Морочить голову молодым людям, у которых нет настоящего таланта, я считаю преступлением», – темпераментно заключила Вишневская.
И, кстати, заметила, что есть певцы с прекрасными голосами, хорошими внешними данными, но непреодолимым препятствием к заслуженному, казалось бы, успеху становится катастрофический дефицит у них общей культуры и интеллекта. Очень многие певцы относятся к своим шикарным голосам с пренебрежением вандалов.
Основную часть соискателей Галина Вишневская охарактеризовала как «опереточные» голоса, хотя абсолютно все на прослушивании пели оперный репертуар. Неспособность реально оценить свои вокальные возможности привела к тому, что для большинства поиски профессионального счастья закончились поражением. Галина Вишневская призналась, что и себе самой ныне товар не приглядела. Отметила лишь удачный показ сопрано из Екатеринбурга Елены Дементьевой.
Однако стать настоящим героем ярмарки в этом году не сумел никто. Может быть, следующим летом дела сложатся более оптимистично. Россия ведь и сегодня богата талантами, хотя, как правило, лишенными благородной огранки.