Блокадный концерт
театр «Театр музыкальной комедии»
ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОНЦЕРТ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
Предполагается город окружить тесным кольцом и… путем обстрела и бомбежки сравнять его с землей. Если будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. (Из директивы начальник штаба Военно-морских сил об уничтожении города Ленинграда от 29 сентября 1941 года, Берлин)
Блокада Ленинграда — осада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
25, 26, 27 января театр Музыкальной комедии представляет общедоступный праздничный концерт, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда.
На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала особая судьба: этот театр был единственным, кто проработал в осажденном городе все 900 дней блокады под непрерывными бомбежками и обстрелами. Буквально военными темпами готовились новые спектакли и восстанавливались лучшие. В самые трудные для города дни его жители читали в «Ленинградской правде»: «…возобновляет работу Театр музыкальной комедии… Театр будет давать два спектакля в день.
Начало утренних постановок в 11 ч. 30 мин., вечерних — в 4 ч. дня».
За два дня до начала блокады труппа представила зрителям осажденного города «Марицу» И. Кальмана, чуть позже — «Трех мушкетеров» Л. Варнея. В декабре 1941 года соседний дом был разрушен прямым попаданием бомбы, пострадало и здание театра, и вскоре очередной спектакль шел на подмостках Александринского театра, пустовавшего после эвакуации его труппы.
Театр выезжал на фронт, в госпитали, на «Дорогу жизни». В воинских частях, на передовой, в госпиталях и на заводах солисты театра дали свыше тысячи бесплатных концертов, деньги от которых пошли в фонд обороны. В марте-апреле 1942 года театр выпустил «Свадьбу в Малиновке» Б. Александрова, «Любовь моряка» Р. Бенацкого и Р. Фримля, «Продавца птиц» К. Целлера.
В ноябре театр представил спектакль «Раскинулось море широко», который посетил почти весь Балтийский флот. Билеты на спектакль вручали вместе с орденами. В те страшные дни в театре были постоянные аншлаги, а очереди за билетами занимали с 5 часов утра.
Спектакли посетило 1 миллион 300 тысяч зрителей. Несмотря на такие тяжелые потери (в театре погибло 64 человека), было осуществлено 16 постановок. Театральный занавес открывался и в самую суровую зиму 1941-42 гг., когда ежедневно в городе умирало до 40 тысяч человек.
Артисты умирали прямо на сцене, на дежурстве, по дороге в театр, но за время блокады не было ни одной замены, каждый спектакль имел два состава артистов. Работники театра служили в командах МПВО: балерины входили в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях, спасали из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку, вся труппа изучала военное дело и владела оружием
О героическом подвиге театра написаны сотни газетных и журнальных статей, несколько книг. В музее театра «А музы не молчали» есть десятки тысяч уникальных документов, подтверждающих подвиг театра в дни блокады. Музей экспонировал материалы в городах России и за рубежом – в Японии, Германии, США, Бельгии.
Выездные выставки посетило несколько миллионов зрителей.
25, 26, 27 января театр Музыкальной комедии представляет общедоступный праздничный концерт, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда.
Блокадная ленинградская зима 1941/42 года… Спектакли театра Музыкальной комедии в громадном ледяном здании театра им. Пушкина, прерываемые бомбежками и обстрелами, поездки с концертами на фронт и на Дорогу жизни, выступления в госпиталях и военных частях…
Первый год блокады театр музыкальной комедии был единственным творческим коллективом с осажденном городе. Память и честь тех грозных дней, когда многие впервые узнали настоящую цену хлеба, в память и честь погибших на посту актеров и защитников города театр музыкальной комедии вносит свою долю …
Коллектив театра занял свое место среди отважных защитников Ленинграда. Это было подлинным мужеством – играть в нетопленом зале, где температура доходила до 7-8 градусов ниже нуля. Зрители – фронтовики, рабочие ленинградских фабрик и заводов – сидели в шинелях и ватниках, в валенках и теплых перчатках, а на сцене в легких театральных нарядах, как ни в чем не бывало, чарующе пела Баядера – Колесникова. Кружилась в искрящемся веселье Пельцер. …Театр показывал «Холопку», «Боядеру», «Сильву», «Свадьбу в Малиновке» — свой довоенный репертуар. Но в суровых условиях 1942 года коллектив Музыкальной комедии сумел подготовить и показать две только что родившиеся в Ленинграде патриотические оперетты – «Лесная быль» и «Раскинулось море широко».
В день первого представления оперетты «Раскинулось море широко» гитлеровца в течении нескольких часов обстреливали все подступы к театру.
Героический театр города-героя//Иванова О.
В коллективе уже созревал замысел оперетты на военную тему и премьера ее состоялась 18 июня 1942 года. «Лесная быль» — первая оперетта о войне… Она явилась подступом к спектаклю, вошедшему в историю театра и всего театрального искусства военных лет, — «Раскинулось море широко»…. Это была первая в истории жанра оперетта о советских разведчиках, спектакль мощный агитационной силы, весь пропитанный дыханием Балтики, проникнутый любовью к стране, оптимизмом ленинградцев, неугасаемой верой в победу. Непосредственное участие в выпуске спектакля принял весь Балтийский флот, снарядив артистов формой: советской и трофейной немецкой…В день премьеры, 7 ноября 1942 года, немцы обстреливали подступы к Александринскому театру.
Однако занавес поднялся вовремя, зал был полон.