Боль и радости театра Станиславского

Из «Театрального романа» сделали мистификацию Ирина Алпатова   Этот спектакль рождался из этюдов, сочинением которых занимался с актерами театра Кирилл Пирогов. Когда, вероятно, стало ясно, что из всего этого может получиться цельное представление, к делу подключился сам Петр Фоменко и вместе с Пироговым завершил сценическое воплощение одного из самых известных произведений Михаила Булгакова. Современный театр, способный на рефлексию по поводу самого себя, «Театральный роман» уважает, а потому его версии случаются то там, то здесь. Из последних запомнившихся был саркастически смешной спектакль Константина Богомолова в Театре Гоголя. «Фоменки» сарказм отменили, оценки смикшировали и даже в таком ироничном формате все равно признались в любви к собственному театру.

Хотя и не без рефлексии, конечно.

На этот «Театральный роман», конечно, падает отраженный свет «Мастера и Маргариты», да и всего «булгаковского» с его мистикой и мистификацией, загадочными трансформациями персонажей и прочими таинствами. А Максудов (Кирилл Пирогов) – высокий, тонкий, нервический, как оказалось, сам Мастер и есть. Еще не наделенный этим званием, не нашедший себя и лишь вступающий в параллельный мир творчества. Недаром же в финале, изгнанный из Независимого театра, он прочтет начало книги новой – о тьме, пришедшей со Средиземного моря…

Пока же яркими, законченными эпизодами проступают перипетии начала пути. Вот он в пьющей и поющей компании литераторов и журналистов «Гудка» – сигаретный дым, романсы под гитару, анекдоты и явное пренебрежение коллег по перу. Так и хочется сбежать в темное, таинственно туманное пространство в глубине сцены (сценография Владимира Максимова).

Но, наоборот, именно оттуда друг за другом, как карикатурные мефистофели, да еще под музыку из «Фауста», являются «искусители»: то издатель Рудольфи (Олег Нирян), то люди театра.

Наивный Максудов – Пирогов, восхитившись прелестями бутафорского коня – эмблемы Независимого театра, вкусив манящей суеты странных людей, уже готов воскликнуть: «Этот мир мой!» Но очень скоро этот театральный мир обернется изнаночной стороной и станет обманкой. Чего стоит только полумаразматический директор Иван Васильевич (Максим Литовченко) в почти портретном гриме Станиславского, его восторженная тетушка (Наталья Курдюбова) и прочие «основоположники» (Ирина Горбачева, Анатолий Горячев, Тагир Рахимов и другие)! А две дивные секретарши: эксцентричная Менажраки (Мадлен Джабраилова) и томно многозначительная Торопецкая (Галина Тюнина)! Заплутавшие где-то в прошлом театра, да и самой жизни, «основоположники» ближе к финалу превратятся в паноптикум восковых фигур, ничего общего с живыми людьми и актерами не имеющими.

И вошедшему не в ту дверь начинающему писателю Максудову – Пирогову вновь останется только бежать прочь, а вернее, начать строить собственный мирок творчества.

В «Мастерской Петра Фоменко» не сочиняли актуальных концепций, не выявляли откровенных аллюзий с театром современным. Просто пошли за Булгаковым, пытаясь по-своему «проиллюстрировать» его «Театральный роман». Иллюстрации оказались весьма качественными, правда, на откровения не претендующими. Зато они были выполнены профессионально, а в нынешнем театре, как это ни парадоксально, подобное уже можно счесть достижением. «ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН» «Мастерская Петра Фоменко»
Авторы спектакля: Кирилл Пирогов, Петр Фоменко
В ролях: Кирилл Пирогов, Максим Литовченко, Галина Тюнина, Людмила Максакова, Владимир Топцов и др. Где: Мастерская П. Н. Фоменко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *