Болезнь Ла Скала гораздо более серьёзна, чем грипп
Свист на премьере. В театре Ла Скала — это самое обычное дело, и, может быть, опасения услышать его ослабляют иммунитет артистов. Отказ – по причине вирусного гриппа – последовавший от четырех певцов, которые должны были петь премьеру «Тоски» Джакомо Пуччини, мог бы быть сигналом тревоги.
Вне всякого сомнения, существует проблема «профессиональных» свистунов. Они приходят на премьеру, свистят. Благодаря им, газеты пишут в негативном тоне о Ла Скала. Потом они исчезают.
Так что лучше подождать оценки истинных завсегдатаев галерки. Тех, кто каждый день стоит в очереди и в большинстве случаев корректирует или переворачивает впечатление от первого представления. В то же время тот факт, что певцы часто отказываются от выступлений в Ла Скала, доказывает, что они все меньше любят Милан и его театр, не необходимый для успешной карьеры, с неблагодарной акустикой.
Театр, который подвергает их риску возможных протестов, которые к тому же раздувают средства массовой информации.
В независимости от результата «Тоски» встают два основных вопроса: убедительность того, как в Ла Скала ставят и исполняют итальянские оперы, и ответственность за исполнение музыки. Поставить итальянскую оперу – самое трудное дело, и не только в Ла Скала. Везде не хватает певцов и режиссеров, а достойных дирижеров можно пересчитать по пальцам.
Современный театр отлично справляется со сложной символикой оперы восемнадцатого и двадцатого веков и произведений Вагнера, и гораздо меньше – с условностями бельканто и безжалостной литературностью драматургии Джузеппе Верди.
В Ла Скала проблема существовала еще до того, как началась эра нынешнего интенданта Стефана Лисснера: в последние годы Риккардо Мути начал покорение вершин неоклассицизма, возвышенное и скучное, как рай. Этот выбор был обусловлен также свистом, которым встретили постановки таких опер, как «Сицилийская вечерня», «Дон Карлос», «Бал-маскарад» и «Трубадур». В те годы они находились в руках харизматических дирижеров, подобных Мути.
Зубин Мета, Лорин Маазель и Жорж Претр – все старше шестидесяти лет, все, претендующие на очень высокие гонорары, и все в руках одного агента, вспыльчивого Валентина Прочинского (самого знаменитого и самого спорного в своей области), гарантировали интерпретации, часто рутинные, но престижные и в любом случае связанные с тосканиниевской традицией.
Попытка распространить влияние Прочинского на Ла Скала потерпела крах, когда в качестве интенданта поставили Мауро Мели. Этот крах внес свой вклад в сотрудничество Ла Скала с такими большими международными агентствами, как Askonas Holt (которое представляет интересы Аббадо, Баренбойма, Чунга, Хардинга, Рэттла и Тиччати) и Img (Бычков, Денев, Джордан, Луизотти, Паппано, Уэллбер).
В период после Мути энтузиазм по отношению к так называемам бэби-дирижерам, молодым, талантливым, выросшим на симфоническом, а не оперном репертуаре, увлек всех, отодвинув «в угол» поколение сорока-пятидесятилетних, образ которых напоминал о маэстро, вступившим в стадию заката: такие миланские музыканты, как Риккардо Шайи или Даниэле Гатти, несомненно, думали, что будут играть важную роль в театре Ла Скала и, однако, остались разочарованными. Мюнг-Вун Чунг отдалился от театра в атмосфере полемики, и кандидатура Антонио Паппано, блестящего дирижера лондонского Ковент-Гардена и римской Академии Санта-Чечилия, кажется, никогда серьезно не принималась во внимание.
Ныне, миновав счастливую фазу, во время которой Ла Скала, кроме увеличения количества спектаклей, продемонстрировал также, что он открыл свои двери для международных и молодых имен (этого ожидали давно), а также пригласил к сотрудничеству такую выдающуюся личность, как Даниэль Баренбойм, в Милане и в том числе среди членов административного совета театра чувствуется недовольство. Баренбойм, носящий неопределенный титул «дирижера Ла Скала», дирижировал 7 декабря минувшего года премьерой «Валькирии» и вернется в театр только 7 декабря . Его вердиевские интерпретации интересны, но не оставляют следа.
Факт, что два контракта со звукозаписывающими компаниями DG и Decca не включают опер из Ла Скала, вызывает озадаченность. Кроме всего прочего, Баренбойм – музыкальный руководитель Берлинской Штаатсопер и Диван-оркестра, а также не имеет намерений отказаться от карьеры пианиста.
Удивительный талант Густаво Дудамеля (род. 1981) производит более бледное впечатление, когда он сталкивается с тысячью проблем, которые создает оперная сцена. Дудамель, которого «вырвал» из рук агентства Askonas Holt амбициозный агент Марк Ньюбанкс, мог бы быть назначен главным приглашенным дирижером при решительной поддержке оркестра, но он связан контрактом с Лос-Анджелесским Филармоническим оркестром до , и остается дирижером Боливар-Оркестра в Венесуэле.
Так что рядом с «дирижером Ла Скала» и «приглашенным дирижером» не хватает фигуры основного дирижера, профессионального музыканта, который бы взял на себя ответственность за художественный уровень, смог бы распутать сложный узел, именуемый «итальянский репертуар», работая с певцами и аккомпанируя им, а также улучшить имидж театра, который со времен Мути практически исчез с дискографического рынка и которым не интересуются новые средства массовой информации. Это должен быть музыкант, для которого Ла Скала станет местом основной работы. Без малейших оговорок.
Когда Риккардо Мути удалили из Ла Скала, многие предвидели быстрое падение уровня оркестра. В общем, оркестр сохранил достигнутый уровень, и это делает честь музыкантам и работе, проделанной Мути за двадцать лет. Однако о прогрессе говорить нельзя. Италия остается страной, в которой нет команды истинно международного уровня.
Сегодня Академия Санта-Чечилия, а не театр Ла Скала демонстирирует большие трезвость и амбиции в том, что касается области оперы, выпуская записи с участием лучших певцов, которых можно найти в настоящий момент.
Все наиболее очевидные кандидаты на должность музыкального руководителя имеют противопоказания. Дэниэл Хардинг все более демонстрирует яркость личности, но его возможности по отношению к выдающимся операм Верди еще нужно «прощупать». Риккардо Шайи, который недавно достиг уровня Аббадо и Маурицио Поллини в хит-парадах, удовлетворен своим положением в Лейпциге и не проявляет интереса к опере. Кроме того, его поведение может быть гораздо менее «удобным», чем это кажется на первый взгляд.
Даниэле Гатти, несмотря на то, что его «Дон Карлос» в Ла Скала был принят весьма бурно, и что в последнее время его постигло несколько провалов на международной арене, остается вердиевским дирижером высокого ранга. Это продемонстрировал его рождественский концерт в Ла Скала, за которым последовал сбор подписей тех, кто его поддерживает. У него тоже непростой характер.
Тот, кто улыбается шире всех, — Антонио Паппано, дирижер «всеядный», превосходно работающий с оркестром и певцами. На сегодняшний день он, кажется, чувствует себя счастливым в Ковент-Гардене и Санта-Чечилия. Его огромные гонорары недавно стали предметом острой полемики.
В Милане враги оркестра клянутся, что музыканты не хотят музыкального руководителя, потому что мечтают о вечных каникулах, а противники интенданта отвечают, что именно Лисснер не желает иметь рядом фигуру, которая ограничила бы его власть в театре и угрожала бы позиции Баренбойма. На самом деле, если отставить в сторону полемику, объективно ситуация очень сложная и запутанная.
Мути, все же, находится «в изгнании» уже более шести лет (кстати, не стоит ли позвонить ему?) и выбор того, кто придет на его место и попытается сделать так, чтобы Ла Скала не представлял гордость итальянской традиции, но был ею, как это было в лучшие дни его истории, нельзя откладывать в долгий ящик.
Филиппо Досси
Linkiesta, 15 февраля
Перевод с итальянского