«Большую оперу» сделали для новогодней ёлочки
Двухмесячный марафон перспективных молодых вокалистов на телеканале «Россия-Культура» завершился 15 ноября, когда лауреаты конкурса «Большая опера» выступили в Московской консерватории на заключительном Гала-концерте.
Следуя неписанным правилам индустрии экрана,
телевизионную съемку провели задолго до выпуска финального концерта-передачи в эфир.
От этого рядовой смотр юных дарований превратился в феерический новогодний праздник с естественными для него атрибутами и аксессуарами: блистательным кадровым составом двух созывов конкурса, жюри и мировых звезд, роскошными дамскими туалетами, изысканным сценическим убранством в виде электрических гирлянд и ярко наряженной ёлочки.
Ведущие — конферансье со стажем Святослав Бэлза и Алла Сигалова — поздравляли присутствующих с Новым годом, участники — молодые российские певцы — веселились в своих гримёрках созвучно представившемуся поводу.
Для общего ликования не хватало шампанского и накрытых столов
с обязательным новогодним блюдом салатом «Оливье», но телевизионщики аргументированно объяснили Belcanto:
— Кушать и пить «Большая опера» будет в другом проекте — план уже утвержден руководством телеканала.
Два музыкальных часа охватили эпоху от неаполитанских песен до австро-венгерских оперетт, но нынешние лауреаты конкурировали больше в самопрезентации, а не в качестве исполнения репертуарных арий и дуэтов. Имидж, поза, мимика и жесты, кажется, вызывали интерес больше, чем точность и красота спетых фраз. Фальшивых нот почти не было, но досадные нестыковки с БСО имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева и Фабио Мастранжело случались довольно часто.
Дух исторического новогоднего бала навеяли приглашенные мастера — Вероника Джиоева (сопрано) и Василий Ладюк (баритон).
Леонора из вердиевского «Трубадура» вышла скромной и трогательно-уверенной, а Фигаро из россиниевского «Севильского цирюльника» восторженно-утонченным и необыкновенно трепетным. В сравнении с потерявшимися в акустике партера конкурсантами,
голоса знаменитостей доносились до последних рядов амфитеатра без труда,
поэтому, когда выступления закончились, интенданты сначала удовлетворенно вздохнули, а потом стали рьяно добиваться бисов, которых, несмотря на их всяческие старания, не последовало.
Шумную и насыщенную разнородными впечатлениями атмосферу на съемочной площадке сплотили камеры и микрофоны, призывы хлопать и не хлопать, обращения к интеллигентной и музыкально образованной аудитории Большого зала, периодические забывания, повторения и невпопад сказанные перед выступлениями участников слова ведущих.
Пиком зрительского упоения стал выход на сцену победителя «Большой оперы-2013» Владимира Магомадова
вместо объявленного в переписываемой подводке Аллы Сигаловой солиста театра «Новая опера» Василия Ладюка. Сигалова не растерялась и попросила вернуться на прежнее место контртенора, а Бэлза продолжил идею, сообщив, что контртенор из Грозного неизвестно когда появится.
И, тем не менее, за внешне вибрирующей красотой картинки скрывалась понятная, особенно российским вокалистам, высоко техничная и виртуозная пустота бытия. Возможно, поэтому пришедшие на концерт примадонны старой закалки Елена Образцова и Тамара Синявская не стали обсуждать результаты молодых талантов и грустно улыбались, когда их спрашивали журналисты о впечатлениях от Гала-концерта.
Каким бы трендом времени не казался формат музыкального конкурса, будь то «Большая опера», «Призрак оперы» или «Голос», реальная работа их участников начнется по окончании и вне результатов рейтингового телешоу.
За месяцы лауреатов создали экранными средствами. Годы поставят их на место без телевизора и помощи жюри.
Автор фото — Вадим Шульц / tvkultura