Борьба за оперную власть
Один из самых интересных итальянских летних оперных фестивалей на открытом воздухе проходит в городке Мачерата на огромной античной арене «Сферистерий».
Последние годы фестиваль в Мачерате — царство итальянского дизайнера, художника и архитектора Пьера Луиджи Пицци, который радикально обновил концепцию форума. Отбор произведений для программы Пицци подчинил единой теме, как это делается на многих музыкальных и оперных фестивалях в соседней Австрии и Швейцарии.
На этот раз тема — «Игры властителей» — позволила объединить такие оперные истории борьбы за право повелевать и вершить судьбы, как «Норма» Беллини, "Мария Стюарт" Доницетти и «Макбет» Верди.
Постановки этих опер связаны основными элементами сценографии: две скрещивающиеся наклонные узкие и длинные платформы и лестницы. Единственная в своем роде декорация — древняя каменная стена «Сферистерия» длиной почти 90 метров и высотой 18 метров, построенная великим архитектором Иренео Алеарди. Она всякий раз умело включена в сценическую игру, представая стеной то средневековой крепости ("Макбет"), то замка Фотерингей — последнего приюта плененной шотландской королевы Марии Стюарт, то храма Ирминсул, жрицей которого является Норма. Наклонные же платформы, по замыслу Пицци, намекают на шаткость существования сильных мира сего, которых сегодня судьба возносит на вершины власти, а завтра может низвергнуть в пучину поражения.
В «Макбете» на платформах беснуются толпы ведьм. Они наступают на главных героев и в конце концов поглощают их. Самая впечатляющая сцена спектакля — убийство короля Дункана: из ворот замка выносят окровавленное тело, простертое на белой простыне.
Труп плавно соскальзывает с верхней площадки и в медленном шествии проплывает на руках статистов по 90-метровой сцене.
Даниэле Калегари во главе Филармонического оркестра области Марке отлично дирижировал вердиевской партитурой и заслужил гораздо больше похвал, чем певцы. Джузеппе Альтомаре (Макбет) начал петь столь неуверенно, что его порой не было слышно. По ходу спектакля ему удалось реабилитироваться и удачно исполнить знаменитую арию.
Украинское сопрано Ольга Журавель не справилась с вокальной партией Леди Макбет, хотя выразительная внешность и актерский дар певицы подходят для этой роли.
Постановку «Нормы» Пицци доверил своему ассистенту Джованни Гаспарону, который перенес действие из древней Галлии на вершины Тибета. Режиссура сводится к торжественным выходам хора, одетого в платья буддийских монахов. Димитра Теодоссиу (Норма) и Даниэла Барчеллона (Адальджиза) обладают немалым опытом интерпретации беллиниевской оперы. Дуэты дам хочется слушать, закрыв глаза от удовольствия, в то время как оба кавалера оставляют желать лучшего.
У Симона Орфилы слишком светлый тембр для главы друидов, а голос Карло Вентре, сохраняющий остатки былой красоты, безнадежно испорчен крикливой манерой. Дирижер Паоло Арривабени внимательно сопровождает певцов, но в целом партитура Беллини звучит несколько однотонно.
Сам Пицци, обращаясь к «Марии Стюарт» — красивейшей опере Доницетти, точно следует месту и времени действия. Здесь есть и красное платье, в котором шотландская королева шла на плаху, и жест палача, сорвавшего с ее шеи высокий воротник.
Мария Пия Пишителли (Мария), обладательница очень красивого голоса, явила образ пленной королевы, полной достоинства в жизни и вызывающей всеобщую любовь в момент шествия на казнь. Ей ни на йоту не уступает в обаянии "соперница" меццо-сопрано Лаура Польверелли (Елизавета). Искренних слов восхищения заслуживает и молодой дирижер Риккардо Фрицца.