Борис БЕЛЕНЬКИЙ, учредитель премии «Хрустальная Турандот»:

Борис БЕЛЕНЬКИЙ, учредитель премии «Хрустальная Турандот»:

грустно пошутил, что на небесах решили собрать труппу для нового театра.

Уход Максимовой, Янковского, Невинного, Покровского… На наших глазах происходит трагическая смена поколений.

– Со времен Гомера и Шекспира там такая труппа, что у Создателя нет недостатка в звездах. И я не думаю, что смена поколений так явно выглядит, скорее всего, таким образом нам демонстрируется смена взгляда на жизнь, смена цивилизационного мировоззрения. Тот взгляд на мир, те отношения между людьми, которые проповедовали Максимова или Покровский, сегодня утрачены.

Их носители уходят потому, что они уже не нужны современному социуму.

– Меняется скорость жизни?

– Не только о скорости речь, жизнь вообще развивается под другим углом зрения. Нельзя говорить о том, что молодое поколение менее нравственно, у них просто какое-то другое отношение к нравственности. Недавно я разговаривал с молодым актером, который сказал: «Вы другие люди – вы родились и выросли в другой стране, и поэтому у вас другие взгляды.

А наши взаимоотношения – совсем другая система». На самом деле это все чепуха… Заповеди были даны человечеству больше трех тысяч лет назад, а еще раньше Адам увидел Еву и сказал: «Ты плоть моя и кость моя». Так и должно быть независимо от войн, эволюций, технического прогресса. Технический прогресс вообще высушивает чувства.

Если бы в сороковых были мобильные телефоны, у моей бабушки не было бы писем деда с фронта – этих трогательных открыток, у меня мурашки по телу от этого почерка, которым под бомбами написано: «Я тебя люблю! Как там наша доченька?» Эти письма – носители истории, у них своя форма, свой запах. А интернет-книги? Книгу надо носить под мышкой и держать на тумбочке, а не читать с экрана.

Мир – один и тот же кубик Рубика, но цвет его граней все время меняется. Благородство высочайшего уровня, преданность делу и бескорыстие – это были свойства тех, кто нас, к сожалению, покинул. У большинства сегодняшних людей культуры в башке калькулятор. Я не могу их осуждать – они живут в таких жестких условиях.

Но когда рождался «Современник» – на чьей-то кухне под бутылку портвейна за рубль, – под утро все разъезжались общественным транспортом. В ту пору ни «Мерседесы», ни «Ауди» не определяли человеческий статус. Сегодня для молодых людей деньги – часть показателя успешности, а значит, если на тебе часы стоимостью ниже двух тысяч долларов, то и говорить с тобой нет смысла.

– Становится обидно за поколение 30-летних. Все так безнадежно?

– Я говорю именно про публичных людей. Театр наш стал так равняться на кинематограф, как наше кино – на Голливуд. Эта порочная система гонораров, портящая мозги и души, когда цифры бегут впереди души.

Я не против того, что молодой человек умеет отстаивать свою точку зрения и считать свои деньги, просто это для меня непонятно и так никогда бы не сделала та же Максимова. Я не делаю из этого трагедии – мы просто говорим об одном и том же, но на разных языках. С другой стороны, художник может быть голодным, постящимся, сидящим на диете, но не голодающим.

Мы знаем примеры преуспевающих в своем богатстве художников, скажем, Марк Шагал написал большинство своих шедевров, уже будучи состоятельным человеком, но дело в том, что его душа была гораздо выше той материи, которой он обладал. Мне всегда кажется, что в душе каждого человека есть весы, на одной чаше которых – дарование, на второй – материальные блага. Если дарование мощное, настоящее, то на противоположную чашу можно класть сколько угодно – богатство не испортит талант.

Самое важное, на мой взгляд, чтобы в сегодняшнее переходное время – я имею в виду нравственный цивилизационный переход – люди не становились циничными. Иногда, беря пример с Голливуда, наши становятся похожи на Эллочку Людоедку, которая соревновалась с заокеанскими тетками, перекрашивая кролика гуашью в шанхайского барса. Даже благотворительные фонды порой создают только потому, что так принято на Западе.

Если это так искренне, как у Хаматовой, то это замечательно, а если только калька с жизни успешного человека, то это уже попахивает цинизмом.

– Но тем не менее вы находите молодых актеров, которым вручаете премии.

– К счастью, да. Бывает, что нет лучшего спектакля или лучшего художника, но не вручить премию молодому артисту было бы трагедией для нас самих, это значило бы признать, что у театра нашего нет будущего. В этом году премию получит актриса, молодая девочка, потрясающе талантливая.

– В этом году вы учредили новый спецприз – «Хрустальное сердце», который получит семья Марины Полицеймако и Семена Фарады.

– Я считаю для себя этот приз очень важным. Правде сценических чувств учат в театральных институтах, а настоящей правде чувств человеческих надо учиться у таких людей, как эта семья. И то, как они несут свое бремя, как проживают этот тяжелый кусок жизни, достойно того, чтобы мы все перед ними встали и поклонились. Поэтому «Хрустальное сердце» – чистое и хрупкое, но твердое.

Вообще «Турандот» для меня – это не просто раздача хрусталя, это трибуна, с которой можно что-то сказать.

– Кризисный 2009-й подкосил многие культурные события и проекты…

– Вы знаете, фраза «Бытие определяет сознание» принадлежит бесу по фамилии Маркс. На самом деле сознание определяет бытие. И что нас может спасти, так это вера в Верховное начальство.

Каждый в своей конфессии – христиане, иудеи, буддисты, но все бы знали, что есть законы, которые надо соблюдать. Все знают только одну часть фразы знаменитого праведника Гилеля: «Если не я за себя, то кто за меня», но там есть и продолжение: «Если только за себя, то чего я стою». В конце концов мы не великие промышленники, мы не играем на бирже – пусть экономисты разбираются в кризисе. Зато люди, которые разбираются в вопросах духовности, понимают, что кризис – это первый этап борьбы с золотым тельцом, второй этап – духовный. Именно сейчас есть шанс создавать шедевры, потому что потихоньку пересыхает «ниагарский водопад» масскульта – все эти рублевские писательницы вместо Тургенева.

Расскажу одну историю. Мой любимый художник Шагал приехал из Витебска в Питер учиться в Академию художеств, и его на первом же перекрестке забрали в тюрьму за пересечение черты оседлости. И он пишет в дневнике: «В тюрьме меня не обижали, нас кормили три раза в день, и самое главное – в девять вечера гасили свет и ко мне приходили мои картины».

Какой же счастливый человек был, всякий раз думаю я. После кризиса останутся те, к кому «приходят их картины», несмотря на материальные проблемы.

Хрустальная Турандот-2009 Торжественная 18-я церемония вручения премии «Хрустальная Турандот» пройдет 28 июня в Центре оперного пения Галины Вишневской. Принцессой вечера, как всегда, будет актриса Театра им. Вахтангова Мария Аронова, ее помощником – актер Театра им.

Вахтангова Виктор Добронравов.
Первая негосударственная, независимая творческая награда «Хрустальная Турандот» учреждена в 1991 году. Среди лауреатов и обладателей изящных хрустальных статуэток в разные годы были Олег Ефремов, Инна Чурикова, Сергей Женовач, Ирина Пегова, Роман Мадянов, Петр Фоменко. Среди номинаций премии: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценография», «Лучший дебют сезона», «Пришельцу за вклад в московское театральное искусство».

">

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *