Борис Березовский
«Патриот – это хорошо информированный человек» Анна ТРЕФИЛОВА Борис Березовский, несмотря на видимую любовь к искусству (учредил и финансирует до сих пор премию «Триумф»), театралом себя не считает, хотя иногда в театр захаживает. Больше всего любит мюзиклы, и теперь, живя в английской столице, довольно часто их смотрит.
– Мне сложно оценить все достоинства английского театра, потому что за любым словом, и здесь, и уж тем более в России, лежит огромный пласт. Это касается и классического театра, и мюзиклов. В этом смысле Лондон потрясающее место, где чуть ли не каждый день идет несколько совершенно фантастических музыкальных спектаклей.
– Сейчас в России все время говорят о воспитании патриотизма. Как вы считаете, его можно воспитать с помощью искусства?
– Дело как всегда в определениях. Что такое «патриотизм»? Но если не уточнять, а брать просто первое впечатление, то еще наш великий вождь и учитель сказал, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, имея в виду искусство пропаганды. Кино очень действенно для миллионов.
Вот, например, «Девятая рота»… Фильм, конечно, очень слабый, во многих отношениях. Может быть, для примитивной части общества он может давать какое-то патриотическое звучание. Но на самом деле это бессодержательно, не тонко и не эмоционально.
Вот, другое дело, я смотрел недавно наш фильм – «Четыре». Он произвел на меня сильнейшее впечатление. Насколько я знаю, эту ленту даже не допустили до «первого экрана». В ней, по существу, показывают глубочайшую деградацию, которую переживает сейчас весь русский народ. И вот вопрос – этот фильм, который показывает правду, он порождает идею патриотизма или, наоборот, он ее приглушает?
Мне кажется, если уж говорить о патриотизме, то патриот – это, прежде всего, хорошо информированный человек. И, безусловно, фильм – это и искусство, и, одновременно, политика, которая, конечно, помогает лучше понять Россию.
– По какому принципу отбираются лауреаты для «Триумфа»?
– Я, честно сказать, не возьмусь оценивать. Эта премия признается как авторитетная самыми творческими людьми в нашей стране, и она, по существу, была первой. Я основал фонд «Триумф» в 92-м.
У этой премии уже есть большая история, которая очень удачна. Зоя Богуславская, которой принадлежит идея этой премии, в свое время задала очень верную ноту. Мы с ней обсудили основные принципы того, как и кто будет выбирать лучших.
В основе этих принципов лежат идеи нобелевского комитета и они очень эффективны. Но премия безупречна не только с точки зрения профессионального выбора. Я в своем недавнем поздравлении очередным лауреатам сказал, что профессиональный выбор совпал с моральным.
– Вы считаете, что у нас до сих пор есть, как принято говорить, «духовные авторитеты»?
– Да, безусловно, есть. Взять Олега Меньшикова. А что, он не духовный авторитет?
Андрей Вознесенский… Возьмите любого человека, который либо сидит в жюри премии «Триумф», либо награжден этой премией – каждый из них авторитет.
– Но, с другой стороны, страх уже есть. Появляются коллективные письма, массовые вступления в партию…
– Я вам вот что скажу: за все время существования «Триумфа» ни один человек не вышел из жюри и ни один не отказался от награды. Это же показатель! Более того, у нас же теперь есть две ветви этой премии. Одна за достижения в области культуры, а другая – за достижения в области науки.
Научное жюри премии представлено самыми светлыми и самыми мощными научными именами Российской академии наук. Например, Виталий Гинзбург был вначале удостоен премии «Триумф», а на следующий год получил Нобелевскую премию. Просто как пример высоких критериев, которые задали эти люди, в отношении к своим коллегам. А насчет страха…
Вы понимаете, произошедшее в России в начале 90-х – это был только первый этап на пути от раба к свободному человеку, и этот этап мы прошли. Первым этапом я называю время, когда миллионы людей поняли, что быть самостоятельным и независимым лучше, приятнее, легче даже, чем быть человеком подчиненным. Но не был взят второй этап, когда ты понимаешь, что за эту независимость, за эту свободу нужно сражаться буквально каждый день.
Ее нужно отстаивать каждый божий день! Этого, к сожалению, не произошло. Этот барьер Россия еще не взяла, но я уверен – возьмет.
– А кто поможет? Русская интеллигенция?
– Могу сказать – точно нет. Глобальная роль русской интеллигенции, ее, к сожалению, очень тонкого слоя в том, что она является единственным носителем культуры, которая создавалась тысячи лет. И, по существу, на сегодняшний день остается одной из самых великих культур мира.
– И все?
– Но и это не мало! Российские интеллигенты могли говорить свободно, когда у них был гарант – Борис Николаевич Ельцин. Многие из них его очень не любили, многие не любят до сих пор. Но, к сожалению, эта свобода досталась нам на блюдечке с голубой каемочкой.
И мы не заплатили за нее достаточно, чтобы понять, какую ценность она имеет.
– Мы и доесть не успели с этого блюдечка!
– …Но это процесс, тем не менее, необратимый. И я вас уверяю, что даже то, что вы мне задаете такие вопросы и можете пока еще хотя бы часть нашей беседы воспроизвести для широкой аудитории, – все это свидетельствует о том, что страна уже другая. Вначале было слово. И я уверен, что это слово слышат.
Другое дело, что между «услышать» и «выйти на площадь» – дистанция. Но я уверен, что эта дистанция будет преодолена. Я оптимист!
– Классический вопрос – что делать?
– Классический ответ – оставаться самим собой.
«Триумф» – первая негосударственная российская премия
в области высших достижений литературы, искусства и науки. Учреждена в 1992 году Фондом ТРИУМФ-ЛОГОВАЗ. Идея премии принадлежит писательнице Зое Богуславской.
Лауреатами «Триумфа» в разные годы были: Марк Захаров, Алексей Герман, Владимир Войнович и др. Размер премии: $50 000 – главным лауреатам, $2500 – молодым триумфаторам.