«Борис» открывает «Звёзды»
театр «Академический Мариинский театр оперы и балета»
25, 26 мая и 26 июня на сцене Мариинского театра премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке маститого британского режиссера Грэма Вика под музыкальным руководством Валерия Гергиева.
Спектакль 25 мая откроет Двадцатый музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей».
В партии Бориса в этот вечер – Евгений Никитин.
Генеральный спонсор постановки ОАО «Банк ВТБ»
«Борис Годунов» — любимая русская опера Грэма Вика, который начал сотрудничество с Мариинкой в 1990-е с «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Вик ставит первую авторскую редакцию оперы 1869 года, которая когда-то была отвергнута капельмейстером театра. Детали постановки режиссер и его соавтор, художник Стюарт Нанн, держат в тайне.
Грэм Вик о смыслах оперы: «В XVI веке всероссийский самодержец Иван Грозный просит руки королевы Англии Елизаветы I. Вскоре после этого Холиншед публикует свои исторические хроники, в которых Шекспир обнаружит историю одного из шотландских королей – Макбета. Спустя 300 лет Карамзин напишет «Историю государства Российского», из которой Пушкин позаимствует идеальный сюжет для своей драмы в шекспировском духе – «Борис Годунов». И снова далекая история будет переосмыслена как универсальная драма. Экзистенциальные поиски XIX века разродились трясиной нигилистских произведений, изображающих цикл человеческой жизни, как изначально обреченный на провал. От вагнеровского «Кольца» до ошеломляющего сочинения Мусоргского – «Бориса», человек, движимый сложнейшими стремлениями и притязаниями, одержимый потребностью в бессмертии и столько всего создавший, приходит к отрицанию, разочарованию и опустошению. Пимен пытается обессмертить себя не в ученике Отрепьеве, а в своем «детище» — своей «Летописи»; Борис ищет бессмертие в своем сыне, которому завещает трон, принесший ему самому лишь страх и отчаяние.
Ради кого? Ради Федора или ради себя? Церковь пытается увековечить себя через союз с Борисом – не является ли разоблачение Отрепьева и своевременная панихида по Димитрию всего на всего политическим маневром с целью упрочения земной власти?
Великие писатели и композиторы берут за основу былые истории, однако видеть прошлое и провидеть будущее они могут только сквозь призму собственного опыта. Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевает поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далеких времен».
Спектакль репетируют: Владимир Ванеев, Евгений Никитин, Николай Путилин (Борис Годунов); Константин Ефимов, Юлия Маточкина, Иван Худяков (Федор); Элеонора Виндау, Оксана Крупнова (Ксения); Евгений Акимов, Василий Горшков, Алексей Стеблянко (Князь Василий Шуйский); Александр Гергалов, Алексей Марков (Андрей Щелкалов); Михаил Кит, Александр Морозов, Владимир Феляуэр (Пимен); Андрей Илюшников, Сергей Семишкур, Сергей Скороходов (Григорий Отрепьев); Алексей Тановицкий, Геннадий Беззубенков (Варлаам); Николай Гассиев, Василий Горшков, Андрей Зорин (Мисаил); Елена Витман, Ольга Савова, Любовь Соколова (Шинкарка); Андрей Попов, Дмитрий Воропаев (Юродивый).
К сочинению «Бориса Годунова» Модест Мусоргский приступил в октябре 1868 года. Работа продвигалась чрезвычайно быстро.
Чуть более года понадобилось композитору, чтобы завершить клавир и партитуру первой редакции в декабре 1869. Осенью 1870 года Мусоргский представил законченную оперу в дирекцию Императорских Санкт-Петербургских театров. Однако музыкально-театральный комитет, состоявший из капельмейстеров театра, отклонил ее и вернул автору.
Как писал впоследствии Николай Римский-Корсаков: «Новизна и необычайность музыки поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии…». Драматургия оперы в первой редакции, правда, вызвала и серьезные возражения среди друзей Мусоргского. Критик Владимир Стасов упрекал автора за то, что он «сузил» трагедию Пушкина до личной драмы царя Бориса.
Так сложилось, что эта редакция оперы впервые была поставлена на сцене Мариинского театра только в 1997 году!
К июню 1872 года Мусоргский создал вторую редакцию оперы – без Сцены у собора Василия Блаженного, но с «польским актом» и новой заключительной картиной (Сцена под Кромами). Ко времени премьеры (27 января 1874 года в Мариинском театре) был выпущен клавир оперы, сочетавший в себе музыку обеих предыдущих версий. Таким образом, появились три авторских текста «Бориса Годунова».
Вслед авторским версиям возникли и самостоятельные неавторские, из которых самая известная — Н.А. Римского-Корсакова, оставившая без изменения считанные такты оригинала. Среди других версий: партитура и клавир П.А. Ламма по автографам композитора, 1928 год, инструментовка Д.Д.
Шостаковичем «ламмовского» клавира, 1940, сводная редакция английского дирижёра и музыковеда Д. Ллойд-Джонса авторской партитуры и клавира, 1974, 1975.
В Мариинском-Кировском театре опера ставилась неоднократно, начиная с 1874 года – 10 оригинальных постановок! В историю русского оперного театра, безусловно, вошел спектакль Всеволода Мейерхольда (1911 год, художник – Александр Головин), в котором в партии Бориса выступил Фёдор Шаляпин. В советские времена за «Бориса» брались замечательные мастера Сергей Радлов (1928 и 1941 годы, художники – Владимир Дмитриев и Федор Федоровский), Илья Шлепянов (1949), Борис Покровский (1986).
Редакция 1869 года впервые была поставлена в Мариинском театре в 1997 году Александром Адабашьяном, а затем в 2002 – Виктором Крамером в сотрудничестве с художником Георгием Цыпиным.
По-прежнему живёт в репертуаре театра и спектакль Андрея Тарковского (сводная редакция Дэвида Ллойда-Джонса), появившийся на петербургской сцене в 1990 году и возобновленный в 2005.