Божественная комедия
Катерина Серебренникова В рамках закона о реституции церковных ценностей все больше театральных зданий переходит в собственность РПЦ. До Москвы этот процесс пока не дошел, но активно развернулся в регионах. Раньше Камерный музыкальный театр собирал в Нижнем Новгороде полные залы: репертуар для широкой публики радовал своим разнообразием (мюзиклы, концерты, оперетта), а главное – место намоленное. Театр располагался в самом центре города – у всех на виду, в старинном здании Дома офицеров.
Однако с тех пор, как здание перешло в собственность РПЦ, Камерный театр вынужден работать на окраине – во Дворце культуры одного из местных заводов.
Впрочем, Камерному театру еще повезло. Значительно хуже тем театральным коллективам, которые оставались в Доме офицеров до последнего – в ожидании чуда. Но под занавес сезона им тоже пришлось собирать вещи.
Худрук театра танца «Солнечный бестселлер» Елена Хиценко распределила декорации по подвалам и чердакам, а то, что не уместилось, увезла к себе на дачу. Театру предложили занять на время складское помещение, аренду готова была оплатить РПЦ, однако площадка оказалась совсем не пригодной для танцев. Теперь Елена Хиценко ломает голову над тем, где начинать сезон.
Нижний Новгород далеко не единственный город в стране, где в рамках закона о реституции церковных ценностей к РПЦ переходят «архитектурные объекты», принадлежавшие до революции церкви. Причем в их числе оказались не только музеи, вузы, дома культуры, но и театры.
«Театр не отдадим!»
Поселок Лесной – крохотная точка на карте Калининградской области. Всего 500 жителей. С вертолета смотреть – несколько домишек, ютящихся на узкой полоске Куршской косы, окруженной со всех сторон Балтийским морем. До ближайшего города 11 километров. Всех достопримечательностей – только неземная природа, лес, песок и мошки.
Рай для туриста. Неудивительно, что в этом раю полвека назад, в советское время, был построен Дом культуры, где проходили гастроли и обосновался также народный театр.
Казалось бы, какое отношение имеет РПЦ к советскому наследию? Однако в прошлом году на пороге поселковой администрации появились люди в рясах и заявили, что в рамках закона о реституции церковных ценностей Дом культуры нужно немедленно освободить, а театру найти другое помещение.
– Я удивился, ведь Дом культуры построил колхоз, а не церковь, и на каком основании советская постройка должна вдруг переходить в собственность РПЦ? – говорит «Театралу» председатель поселкового совета Олег Сысин. – Но священники (их был целый десант со своими юристами!) мне сказали, что другого выхода нет, поскольку на месте Дома культуры прежде находилась лютеранская кирха, и в рамках нового закона к РПЦ переходят не только архитектурные постройки, но и земля.
Впрочем, на недостаток земли местной епархии жаловаться грех. Несколько лет назад она возвела на берегу залива аккуратный кирпичный храм. Но теперь претендует и на Дом культуры.
В поселке эту новость встретили, как конец света. Местная жительница Валентина Китаева говорит, заметно волнуясь:
– Понимаете, у нас, кроме народного театра, и нет больше ничего. Ставим спектакли всем миром: кто костюмы сошьет, кто с декорациями поможет, кто угощения принесет. Театр объединил всех жителей – от детей до стариков.
И если забрать это единственное, что у нас есть, то получится просто беспредел.
Позицию своих односельчан разделяет и Олег Сысин. Когда Калининград готовился к визиту патриарха Кирилла, поселковая власть выдвинула ультиматум: «Театр не отдадим!» Думали, их услышат.
– Но едва патриарх уехал, – продолжает Олег Викторович, – как РПЦ начала стращать нас тем, что вот, мол, придут лютеране и будут требовать свою землю обратно. Берегитесь тогда. И вот уже больше года прошло, мы заждались, а ни один пока не пришел.
Мне вообще интересно, как бы у нас лютеране стали требовать от государства какое-нибудь здание? Да и в поселке их и нет-то ни одного. Все это просто смешно.
«Не желай дома ближнего своего…»
Еще более смешная ситуация в Калининграде. Здесь РПЦ потребовала не один объект, а сразу шестнадцать, среди которых оказалась областная филармония и театр кукол. Два года назад эти здания перешли в собственность местной епархии, чем вызвали волну протеста деятелей культуры.
Жители на протяжении нескольких месяцев выходили на улицы города с транспарантами: «На фига попу орга’н?», «Девятая заповедь – не укради, десятая – не желай дома ближнего своего», «Набивая яством брюхо, не забудь о жизни духа» и т.д. Однако никакие протесты и митинги делу не помогли, и теперь «театральные объекты» находятся в собственности РПЦ.
Ситуация напоминает абсурд. Здания де-юре принадлежат церкви, но де-факто находятся на содержании города. Получается, что если в театре кукол потечет крыша, то ремонтировать будет не собственник (РПЦ), а «безвозмездный пользователь» (то есть сам театр).
Однако, как выяснил «Театрал», государство не стремится теперь ремонтировать объекты, принадлежащие другому собственнику.
И, видимо, в ближайшее время мало что изменится: РПЦ не имеет права самовольно выселить учреждения культуры – до тех пор, пока государство не предоставит им другое помещение. Впрочем, директор калининградской филармонии Виктор Бобков смотрит в будущее оптимистично:
– Я знаю, что область собирается строить для филармонии концертный зал. Но, видимо, это будет второй нашей площадкой, ведь наше нынешнее здание хорошо тем, что здесь великолепный орга’н и прекрасная акустика. Все-таки орган – это не тот инструмент, который можно взять и перевезти, он делается специально под конкретное помещение.
На вопрос «Театрала», есть ли гарантия, что филармония и Театр кукол останутся в старинных кирхах, руководитель отдела по имуществу калининградской епархии Виктор Васильев, ответил обтекаемо:
– Эти учреждения нужны Калининградской области, и они будут находиться в наших зданиях до тех пор, пока им не предоставят собственные помещения.
«Сидеть бы нам в темнице…»
Во всей этой ситуации смущает один момент: на каком основании в собственность к православной церкви переходят католические кирхи?
Местная пресса не умолкала на протяжении нескольких лет. А калининградский журналист Владимир Рыжков написал письма во всевозможные инстанции – от местной думы до Кремля. Нашему коллеге не давал покоя 4-й пункт из 3-й статьи закона о реституции. В нем говорится, в частности, что передача имущества производится только с учетом его конфессиональной принадлежности. А поскольку сто лет назад Калининград являлся еще Кенигсбергом и относился к Восточной Пруссии, то все религиозные здания были в собственности католической церкви.
Тем более что помимо кирх РПЦ забрала и тевтонские замки.
Однако, по словам Виктора Васильева, театры только выиграли от того, что перешли именно в собственность РПЦ.
– Католики неоднократно требовали, чтобы эти здания были переданы им для целевого использования, – говорит Васильев «Театралу». – То есть в старинных кирхах демонтировали бы сцены и возвели алтари для богослужений. Но власть поставила условие: отдадим только в том случае, если сохраните «объекты культуры». Католиков такие условия не устроили, но РПЦ на них согласилась.
Поэтому объекты перешли к нам, и мы действительно не выгоним никого на улицу до тех пор, пока государство не построит для них помещения.
И если в Калининграде театральные деятели гневаются на новый закон, то совсем иначе его встретили в Татарстане. Казанский театр кукол с 1930-х годов располагался в здании старинного храма Сошествия Святого Духа. Ютился на крошечной территории – зал всего в несколько рядов, маленькие цеха, узкая сцена.
Но когда вступил в силу закон о реституции, местная власть тут же с размахом построила кукольникам просторный театр.
– Кто его знает, если бы не закон, сидеть бы нашему театру еще много лет в темнице, – сказала «Театралу» работница театра. Как вы относитесь к тому, что часть театральных зданий переходит к православной церкви? Андрис Лиепа, артист балета, основатель Фонда Мариса Лиепы:
– Я православный человек и считаю, что церкви все надо вернуть. И сделать это легко, смело, без каких-либо сомнений. Во всяком случае, моя позиция здесь совершенно четкая: пусть театрам построят новые здания, а в старых разместятся семинарии, епархиальные училища и тому подобное. Я часто езжу в Ригу, и всегда меня удивляло: что делает планетарий в здании православного храма? Я не против, пусть он будет где угодно, но только не в церкви.
Сейчас храм, слава богу, восстановили, а планетарию нашли другое место. И это абсолютно правильно. Причем на Западе этот вопрос давно решен. Я много работаю в Италии и всегда радуюсь, когда концерты классической музыки проходят в крупных соборах.
А в Риге, в Домском соборе, я не так давно слушал концерт Ирины Архиповой, иными словами – симбиоз культуры и церкви вполне возможен и даже желателен.
Алексей Лебедев, доктор искусствоведения, сотрудник Российского института культурологии:
– Тут надо говорить о законе в целом: с моей точки зрения, он просто антиконституционный, поскольку Конституция РФ предполагает светский характер нашего государства. Вообще, базовая суть закона – это борьба за землю и недвижимость. И представители РПЦ не скрывают своих мирских интересов, открыто заявляют, что инвестиционная привлекательность отданных зданий очень велика.
Кроме того, в законе нигде не прописаны основания для отказа, поэтому, если сегодня религиозная организация хочет получить какое-то здание и пишет об этом заявление (а достаточно только его!), то в течение шести лет ей отдадут все, о чем она попросила. И, наконец, у закона нет никаких экономических оснований. Никто не поднимал вопрос о том, сколько это вообще стоит государству?
Поэтому на практике мы получаем такую ситуацию: вышвыривают театр на улицу и говорят: «Ищите сами себе помещение».