«Бриллиантовая» свадьба
В Театре Моссовета вышел спектакль об аферистах XIX века Борис Поюровский Если вы рассчитываете на то, что режиссер Павел Хомский вопреки воле драматурга устроил свадьбу Кречинского не с Лидочкой Муромской, а с ее теткой Анной Антоновной Атуевой, заранее воздержитесь от посещения спектакля: ничего подобного там не происходит.
Время, к счастью, меняется, но нравы, к сожалению, остаются прежними. И потому театр сознательно избегает нарочитых параллелей, ничего не присочиняет, не записывает, к примеру, Кречинского в партию жуликов и воров. Художники Мария Рыбасова и Виктория Севрюкова одевают сцену и актеров строго по модам середины XIX века.
И здесь оказывается, что жулики и воры – вовсе не есть изобретение новейшего времени. Только действуют они в каждую эпоху по-разному, ибо аппетит у них с годами растет. Нынешним Кречинским одной бриллиантовой булавки уже явно недостаточно.
Подавайте им острова, дворцы, прииски, нефтяные скважины! А в остальном – все то же самое…
Спектакль так устроен, будто он идет в старом театре, где актеры умели плести кружева: петелька – крючочек, петелька – крючочек. Петр Константинович (Евгений Стеблов) ни в чем не желает уступать Анне Антоновне (Валентине Талызиной). Каждый убежден, что только он знает истину. Они пикируются как заядлые оппоненты.
Эта их самоуверенность и приводит в финале к печальным последствиям. Но какое же удовольствие смотреть за подобной дуэлью, которую выигрывают вовсе не они, а Кречинский.
Есть у Кречинского и настоящий азарт игрока, и мужское обаяние, и находчивость шулера, перед которыми трудно устоять провинциальной барышне Лидочке (Лилии Волковой), впервые оказавшейся в Москве. У Лидочки кружится голова, она хоть сейчас готова идти под венец – до того влюбилась в Кречинского!
Одна из наиболее невыигрышных ролей – Владимир Нелькин (Дмитрий Попов), безнадежно влюбленный в Лидочку молодой ярославский помещик. Но артист в этой роли совершил чудо: ему удалось превратить резонера Нелькина из фигуры сугубо страдательной в активное действующее лицо, способное противостоять проделкам Кречинского.
Смешанные чувства вызывает Иван Антонович Расплюев (Александр Леньков). С одной стороны, жаль пожилого человека, которого жестоко трижды в день избивают. Но с другой – он ведь сам готов на любую подлость: только прикажите!
Своя обстоятельность и логика есть и у купца Щебнева, требующего у Кречинского вернуть долг. И у ростовщика Бека, которого он обманул. И у полицейского, пытающегося во всем разобраться.
А какое терпение и находчивость обнаруживают слуги Федор и Тишка: лишнего слова не скажут, потому что целиком и полностью зависят от своих хозяев.
Но если вы подумали, что Театр Моссовета поставил спектакль исключительно о несостоявшейся свадьбе Кречинского, то будете разочарованы. Потому что история неудавшегося сватовства оказалась лишь поводом для разоблачения разного рода аферистов, жуликов, наперсточников, будь то аферисты брачные, политические или биржевые маклеры – все равно!