«Бриллиантовая» свадьба

В Театре Моссовета вышел спектакль об аферистах XIX века Борис Поюровский   Если вы рассчитываете на то, что режиссер Павел Хомский вопреки воле драматурга устроил свадьбу Кречинского не с Лидочкой Муромской, а с ее теткой Анной Антоновной Атуевой, заранее воздержитесь от посещения спектакля: ничего подобного там не происходит.

«Бриллиантовая» свадьба Напротив, вам предложат добротное изложение сюжета в виртуозном исполнении артистов. Когда по ходу действия Кречинский (Анатолий Васильев) говорит о нравах, царящих в Москве, и переполненный зал в XXI веке с пониманием относится к его словам, вспоминается, чего стоили подобные моменты спектакля Марку Захарову, когда он в середине 1960-х годов поставил «Доходное место» Островского в Театре сатиры…

Время, к счастью, меняется, но нравы, к сожалению, остаются прежними. И потому театр сознательно избегает нарочитых параллелей, ничего не присочиняет, не записывает, к примеру, Кречинского в партию жуликов и воров. Художники Мария Рыбасова и Виктория Севрюкова одевают сцену и актеров строго по модам середины XIX века.

И здесь оказывается, что жулики и воры – вовсе не есть изобретение новейшего времени. Только действуют они в каждую эпоху по-разному, ибо аппетит у них с годами растет. Нынешним Кречинским одной бриллиантовой булавки уже явно недостаточно.

Подавайте им острова, дворцы, прииски, нефтяные скважины! А в остальном – все то же самое…

Спектакль так устроен, будто он идет в старом театре, где актеры умели плести кружева: петелька – крючочек, петелька – крючочек. Петр Константинович (Евгений Стеблов) ни в чем не желает уступать Анне Антоновне (Валентине Талызиной). Каждый убежден, что только он знает истину. Они пикируются как заядлые оппоненты.

Эта их самоуверенность и приводит в финале к печальным последствиям. Но какое же удовольствие смотреть за подобной дуэлью, которую выигрывают вовсе не они, а Кречинский.

Есть у Кречинского и настоящий азарт игрока, и мужское обаяние, и находчивость шулера, перед которыми трудно устоять провинциальной барышне Лидочке (Лилии Волковой), впервые оказавшейся в Москве. У Лидочки кружится голова, она хоть сейчас готова идти под венец – до того влюбилась в Кречинского!

Одна из наиболее невыигрышных ролей – Владимир Нелькин (Дмитрий Попов), безнадежно влюбленный в Лидочку молодой ярославский помещик. Но артист в этой роли совершил чудо: ему удалось превратить резонера Нелькина из фигуры сугубо страдательной в активное действующее лицо, способное противостоять проделкам Кречинского.

Смешанные чувства вызывает Иван Антонович Расплюев (Александр Леньков). С одной стороны, жаль пожилого человека, которого жестоко трижды в день избивают. Но с другой – он ведь сам готов на любую подлость: только прикажите!

Своя обстоятельность и логика есть и у купца Щебнева, требующего у Кречинского вернуть долг. И у ростовщика Бека, которого он обманул. И у полицейского, пытающегося во всем разобраться.

А какое терпение и находчивость обнаруживают слуги Федор и Тишка: лишнего слова не скажут, потому что целиком и полностью зависят от своих хозяев.

Но если вы подумали, что Театр Моссовета поставил спектакль исключительно о несостоявшейся свадьбе Кречинского, то будете разочарованы. Потому что история неудавшегося сватовства оказалась лишь поводом для разоблачения разного рода аферистов, жуликов, наперсточников, будь то аферисты брачные, политические или биржевые маклеры – все равно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *