Бриллиантовый юбилей юных

Судьба занесла меня в Калифорнию, в столицу американского и мирового кинобизнеса, город-символ Лос-Анджелес совсем в неудачное время с точки зрения музыкальных мероприятий. Лос-Анджелесская филармония, симфонический оркестр которой возглавляет сенсация последних лет венесуэлец Густаво Дудамель, только что закрыла свой сезон, проведя в концертном варианте мировую премьеру оперы Джона Адамса «Евангелие от другой Марии».Бриллиантовый юбилей юных За день до того завершился сезон и в Опере Лос-Анджелеса более традиционной пуччиниевской «Богемой».

Другими словами, податься совершенно некуда – а так не хочется уходить не солоно хлебавши с того симпатичного пятачка, что наличествует в лос-анджелесском даунтауне на пересечении Первой улицы и Гранд-авеню! Ведь именно здесь находится сосредоточение музыкальных учреждений неофициальной столицы южной Калифорнии – аккурат напротив друг друга расположились чудеса современной архитектуры: здание Лос-Анджелесской Оперы (так называемый павильон Дороти Чандлер) и филармонический приют – эпатажный концертный зал имени Уолта Диснея работы Фрэнка Гери.

Внимательно изучив афишу, что красовалась около диснеевского зала, я понял, что шанс побывать внутри оного у меня всё-таки есть: на следующий день большим гала-концертом праздновал в его стенах своё 75-летие Молодёжный оркестр Лос-Анджелесской филармонии. Что ж: значит, отметим бриллиантовый юбилей юных дарований (немножко сюрреалистическое словосочетание) – решил я для себя.

Молодёжный оркестр филармонии был основан в 1937 году дирижёром Эрнстом Кацем и стал делом всей жизни для тогда двадцатитрёхлетнего маэстро: Кац руководил им до своей кончины в весьма почтенном возрасте в – первый концерт.

За три четверти века своего существования оркестр дал множество концертов в основном в родном Лос-Анджелесе и его окрестностях, а также в других городах Калифорнии. В мировой столице кинобизнеса есть немало сцен, где проходят выступления оркестра – помимо филармонии это и зал Оперы, и Кодак-театр, и площадки Голливуда, и музейный комплекс миллиардера Гетти, и многие другие. Близость к киноиндустрии и шоу-бизнесу не могла не отразиться на деятельности коллектива: в его репертуаре всегда было много музыки из мюзиклов, киномузыки, с ним часто выступали эстрадные исполнители.

Но и серьёзная, воспитательная составляющая в деятельности оркестра, конечно же, всегда присутствовала: тысячи юных музыкантов прошли школу Каца, позволившую им вырасти в крепких профессионалов, а некоторым даже и достичь вершин исполнительского мастерства, как, например, знаменитому дирижёру Леонарду Слаткину, пожалуй, самому известному выпускнику оркестра Каца.

Сегодня оркестр возглавляет племянник Каца и выпускник оркестра 1963 года Гэри Грин. Специально к юбилейному гала был собран оркестр выпускников, который исполнил несколько произведений, в том числе знаменитую Вакханалию из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила», прозвучавшую захватывающе: несмотря на то, что данный коллектив был сформирован, что называется, по случаю, его уровень и эмоциональная отдача исполнения оказались весьма впечатляющими. В Вакханалии музыкантам удалось передать буйство чувственности и открытого эротизма, равно как и пряные тембры Востока, что, впрочем, совсем не чуждо большинству музыкантов как нынешнего Молодёжного оркестра, так и его выпускникам в силу их этнического происхождения: беглый анализ списков что нынешних юных филармоников, что оркестра выпускников, с очевидностью свидетельствует о доминировании в обоих еврейского и армянского элементов, что для юга Калифорнии совершенно естественно – обе диаспоры представлены здесь изрядно.

В программе же выступления собственно юных филармоников оказались два шедевра романтизма – это увертюра Л. Бетховена «Леонора № 3», а также Неоконченная симфония Ф. Шуберта. Кроме этого прозвучали многочисленные произведения американской музыки – оркестровые фрагменты мюзиклов и саундтреков к фильмам. Профессиональный уровень оркестра оказался весьма достойным, в особенности удачно был исполнен опус Шуберта: его нежная мелодика и умеренная динамика вполне аккуратно и музыкально были переданы молодыми музыкантами.

С бетховенской бравадой и революционным пафосом справиться также корректно не удалось: всё было сыграно точно, без огрехов, но, увы, прозвучали только ноты – не музыка.

В большей степени выразительно и даже захватывающе были исполнены произведения голливудских авторов – Дамроша, Смита, Даймонда, Уилсона, Ли, Дариона, Роджерса, Хаммерштайна, Шермана и др. Эта приятная, непритязательная музыка условно романтического настроения вполне создавала праздничную атмосферу в зале, столь уместную для чествования бриллиантового юбиляра. Чувствовалось, что само место (зал Диснея), сам город киногрёз и аромата успеха, что витает здесь в воздухе повсеместно, провоцирует на особо яркое, можно сказать эталонное исполнение именно этой, совсем не глубокой и не претендующей на шедевральность, но жизнерадостной и по-своему выразительной, мелодически богатой музыки.

Александр Матусевич, Лос-Анджелес — Москва

На фото:
Молодёжный оркестр Лос-Анджелесской филармонии
Концертный зал имени Уолта Диснея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *