Broadway по-русски
«Девичник CLUB» в Театре им. А.С. Пушкина Катерина АНТОНОВА Уже больше 10 лет назад закрепилась в нашем театре мода брать финансово успешные западные пьесы и выдавать на гора собственный их вариант, «адаптированный к российским условиям».
Речь идет именно о «хорошо сделанных» бродвейских пьесах, написанных исключительно для того, чтобы зарабатывать на них деньги. Именно поэтому написаны они с учетом всех базовых потребностей театра и зрителя и совсем не перегружены смыслом. В чем и заключается их прелесть. Пьеса «Девичник CLUB» К. Людвига в переводе М. Барского – не исключение.
В комедиях, подобных этой, всегда есть выигрышные роли для «звезд в возрасте», для которых, не будь таких сочинений для театра, как «Девичник», было бы сложно найти эффектные главные роли. А эти пьесы для театра спасение: и кассе театра хорошо (публика ломится на «звезд»), и «звезды» довольны.
Для «Девичника» Р. Козак собрал команду из М. Ароновой, Л. Голубкиной и В. Алентовой. Все – народные любимицы. Всех встречают аплодисментами. И подробно обсуждают во время спектакля, кто как выглядит.
Это входит в «матрицу» спектакля и заложенную в пьесе схему получения публикой удовольствия: перемены костюмов введены исключительно для того, чтобы звезда предстала в новом ракурсе, а у зрителя ни на секунду не пропал бы повод для обсуждения ее внешности. Легкий шепоток в зале во время действия закономерен для таких спектаклей. Вероятно, поэтому «звезды» с самого начала начинают говорить чересчур громкими и неестественными голосами – чтобы перекрыть спровоцированный ими же шепот зрительного зала.
Алентова в «Девичнике» в этой области держит абсолютное первенство, представая то в образе рокерши, то в образе дамы с похмелья, но ни на секунду не забывая демонстрировать свою прекрасную фигуру и громкий голос.
Еще, конечно же, в таких пьесах всегда есть любовная интрига (давно известно, что главным потребителем такого рода театрального продукта являются женщины, а за то, чтобы послушать «про любовь» на склоне лет, они готовы отдать немалые деньги). Эту функцию несет героиня М. Ароновой. Трогательная и простая история про то, как вдовец и вдовица находят друг друга на кладбище, вызывает в зале живейший отклик.
Немаловажный плюс таких пьес для театра – они не требуют громоздких и сложных декораций. Диван, стол, два кресла, торшер, лестница, ветка дерева над сценой, свечи, занавеси, пустой задник, который можно подсвечивать разными цветами, – то есть все для того, чтобы спектакль удобно и дешево было возить на гастроли. Именно это и ничего больше изобразил на сцене художник И. Попов.
Функция режиссера ограничивается грамотной разводкой актрис по сцене, постановкой эффектных выходов и придумкой парочки «фенечек» (в случае «Девичника» – игра героинь в перекликивание с друг другом голосами птиц, типа «ку-ку»).
Незамысловатый сюжет прост для пересказа (это – еще одна черта «хорошо сделанной» бродвейской пьесы: ее должно быть удобно и легко пересказать соседке). Итак, три подруги, несколько лет назад похоронив мужей, каждый год встречаются, чтобы отметить годовщину смертей, пообщаться, сходить на кладбище и поддержать друг друга в горе. И вот у одной из них начинается роман.
Оставшиеся две сначала сопротивляются и оскорблены тем, что она предает интересы их клуба вдов. Они пытаются все разрушить, но любовь – сильнее, чем козни, тем более что в какой-то момент, когда интриги подруг вылезают наружу, одна из «оскорбленных романом» – героиня Л. Голубкиной – умирает. Последняя картина – кладбище, занавеси, скорбное молчание над могилой умершей подруги. Но – надо жить. Да и зрителя нельзя выпускать со спектакля в состоянии скорби (ведь, закончив на горестной ноте, не получишь шквала аплодисментов)!
Поэтому в финале героиня Алентовой сообщает всем, кто лежит в могилах, а заодно и зрителям, что идет покупать себе новые сапожки.
«Девичник CLUB» в театре им. А.С. Пушкина сделан по лекалу бродвейских постановок так точно, что остается сказать «спасибо» создателям и исполнителям этого спектакля: они даже не пытались сделать вид, что занимаются высоким искусством. Другой вопрос, что по-настоящему качественного драматического шоу у них тоже не получилось.
Видимо, в театре просто следовать известному лекалу все же недостаточно.