БСО на Яузе: подлинное искусство — в массы!
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и его художественный руководитель, прославленный маэстро Владимир Федосеев известны своей широкой просветительской деятельностью. Много сезонов подряд уже существуют знаменитые Общедоступные концерты БСО для самой широкой столичной публики. У оркестра много и других интереснейших проектов, разнообразных абонементов, которые пользуются неизменным слушательским успехом: посредством этого коллектив делает большое дело – постоянно расширяет круг любителей академической музыки.
Один из таких мега-проектов – это концерты во Дворце на Яузе.
Это название для большинства не говорит пока ничего, но если чуть углубиться в историю, то многие встретятся со старым знакомым. Это помпезное здание неподалеку от станции метро «Электрозаводская» известно москвичам как Дворец культуры Московского электролампового завода. В 1903 году оно появилось на карте Москвы, и называлось тогда Введенский народный дом, построенный на средства московских властей и фабрикантов по проекту И. А. Иванова-Шица в стиле позднего модерна.
После войны оно было капитально переделано архитектором Б. В. Ефимовичем в стиле сталинского ампира, став подобно многим провинциальным театрам и дворцам культуры по всей России перепевом архитектурных мотивов Большого театра. Здесь работал Театр имени Моссовета, после него в 60-е начинал свою жизнь КВН. Теперь подновленный Дворец на Яузе предлагает свой воистину шикарный зал разным коллективам.
Оригинальная идея этого сезона БСО – абонемент одной симфонии. Через весь год красной линией проводится исполнение одного произведения: третьей симфонии ре-мажор (соч.
1875 г.) П. И. Чайковского, а совместно с ней даются еще какие-либо произведение крупной формы. Кроме того, в каждом концерте – разные дирижеры, и – только однажды сам Федосеев. Этот абонемент почти полностью отдан на откуп дирижерам-гастролерам. Идея абонемента представляется крайне плодотворной: на примере одного, весьма популярного произведения крупной формы можно полюбоваться совершенно разными интерпретациями представителей разных дирижерских школ и разных поколений.
Такой эксперимент, по сути, уникален, и БСО и Федосееву – огромный поклон за идею и ее воплощение.
В декабре прошлого года первый концерт абонемента провел именитый литовец Саулюс Сондецкис, с ним БСО помимо третьей симфонии Чайковского сыграл 35-ю симфонию Моцарта и Камерную симфонию Шостаковича. В феврале третью Чайковского интерпретировал дирижер из Швейцарии Миша Дамаев, вместе с ним оркестр также исполнил концерт для скрипки с оркестром Гольдмарка и знаменитый Полёт валькирий Вагнера.
В апреле в четвертом концерте абонемента за дирижерский пульт все-таки встанет худрук оркестра. Помимо симфонии Петра Ильича будут исполнены две кантаты Георгия Свиридова совместно со всемирно известным Детским хором «Весна» под управлением Александра Пономарева и Юрловской капеллой под управлением Геннадия Дмитряка. В мае в пятом концерте прозвучат оркестровая сюита «Карелия» Сибелиуса и концерт для саксофона с оркестром Глазунова (за дирижерским пультом – Денис Лотоев).
В конце марта состоялся третий концерт данного абонемента. Вместе с опусом Чайковского прозвучала «Весна священная» Стравинского – произведение широко известное в России и за рубежом, исполняемое достаточно часто. За дирижерским пультом стоял петербургский маэстро Александр Сладковский.
Игра БСО – это тема, в которой трудно сказать что-то принципиально новое.
Что бы ни исполнял оркестр, это всегда – очень высокий уровень профессионализма, это музицирование самого высокого класса. Так было и на этот раз: знаменитая симфония Чайковского прозвучала искренне и нежно, торжественно и раздольно одновременно. Оркестр демонстрировал отменную ансамблевую слаженность, сбалансированную игру, в то же время не лишенную экспрессии и непосредственности выражения.
Даже трудно было подумать, что это произведение коллектив играет регулярно на протяжении целого сезона: совершенно не чувствовалось, казалось бы, неизбежной в этом случае «заигранности», «замыленности» «надоевшего» опуса. Напротив, симфония прозвучала свежо и ярко. Немалая в этом заслуга и Сладковского, сумевшего подать все части произведения предельно контрастными друг другу, подчеркнув необыкновенное разнообразие – то богатство, что заложено в партитуру автором.
«Весна священная» была сыгранна воистину по-русски, по-славянски: широко, раздольно, экспрессивно, настолько ярко и выпукло, что в зале словно материализовалось буйство красок какой-нибудь хореографической композиции, поставленной на эту бессмертную музыку. Музыкальные образы обрели зримые очертания, в то же время не было утрачено чувство меры и стиля, что, как известно, удается в этой музыке далеко не всем коллективам и дирижерам.
В целом концерт БСО, как, впрочем, и всегда, отличался необыкновенно высоким уровнем проникновения в исполняемую музыку, в очередной раз подтвердив статус этого оркестра, как одного из лучших (если не самого лучшего) симфонического коллектива нашей страны.