Булыжник в чемодане
Разыгрываются билеты в театр «У Никитских ворот» Марк Розовский – создатель и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» задает читателям вопросы. Ответы принимаются до 15 ноября по электронной почте teatral@newnews. Победители получат билеты на спектакли театра. – В конце 1980-х Эрланд Юсефсон написал радиопьесу «Одна ночь шведского лета» об Андрее Тарковском, у которого Юсефсон снимался в фильме «Жертвоприношение».
Швеция». А в качестве сценографа пригласил Серена Брунеса, художника с мировым именем. Но одно дело работать в Швеции, и совсем другое приехать в Москву времен перестройки, времен сплошного дефицита. Но Серен – человек все понимающий, живой, интересный.
А главное – большой мастер. Ему очень подходит слоган «Швеция – сделано с умом». Серен был впервые в Советском Союзе, и ему все было интересно. На крохотной сцене нашего театра он решил воссоздать атмосферу острова Готланд, на котором проходили съемки «Жертвоприношения».
Сказал, что все сделает своими руками, и дотошно изучал нашу сцену: измерял ее шагами, ползал по ней с линейкой, что-то высчитывал, записывал… В свой следующий приезд Серен привез из Швеции рабочие инструменты, каких у нас не было и на черном рынке. Подготовка к премьере шла полным ходом, мы ждали очередного приезда Брунеса, но вдруг мне позвонили из «Шереметьево» и строгим тоном поинтересовались:
– Скажите, это к вам едет сумасшедший швед?
– Почему сумасшедший! Он вполне нормальный.
– Да, но дело в том, что он привез чемодан камней. Говорит, что они с острова Готланд и необходимы для постановки в вашем театре.
Конфликт, конечно, уладили – Серен заплатил за перевес и благополучно привез в театр поросшие мхом булыжники. Он хотел, чтобы в нашем маленьком зале были те самые камни, среди которых снималось «Жертвоприношение».
Вопрос: Кто играл главную роль в том спектакле?
Создавать к спектаклям декорации на нашей маленькой сцене очень непросто. Но настоящие мастера всегда находили оригинальные решения.
Скажем, к постановке по пьесе Ионеско «Урок» декорация была таковой: белоснежная ткань, собранная в виде тоннеля, уходящего в глубь сцены. В самом конце этого белого пространства, в котором и существуют персонажи пьесы, находится дверь, через которую появляются актеры.
В конце этого спектакля с декорациями происходил такой трюк. Дверь, в которую входили актеры, вдруг переворачивалась на 360 градусов, меняя всю экспозицию. То есть дверь исчезала, тряпки перекручивались, и возникала странная фигура, устремленная в сторону зрителя.
Визуальный эффект был ошеломляющий и ставил логичную точку всему действию.
Вопрос: Назовите имя этого сценографа.
Декорации к «Уроку» настолько органично вписались в пространство сцены нашего театра, что, с разрешения сценографа, мы использовали эти декорации еще в одной постановке. Возможно, читатели назовут и ее…