«Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего

В новом выпуске программы «Театр с Аленой Солнцевой» рассказ о театре "Центр драматургии и режиссуры". «Московские новости» представляют цикл интерактивных историй о театрах столицы. Нажимая на кнопки в плеере, вы узнаете о работе одной из самых известных творческих площадок Москвы.

Контекст

  • «Школа драматического искусства»: театр для мистерий и карнавала

 

Центр драматургии и режиссуры носит имена двух драматургов — Алексея Казанцева и Михаила Рощина, но на самом деле мотором, инициатором и движущей силой был Казанцев. В 1998 году он создал этот театр для того, чтобы молодые режиссеры ставили пьесы молодых авторов. Тогда так называемая новая драма еще только начала пробивать себе дорогу в театр, и на большие сцены ее не пускали, считая эти пьесы странными, несценичными, чернушными.

Первое время Казанцев тратил на театр собственные деньги, занимал у всех, у кого мог, агитировал, выпрашивал, потом театр стал государственным, потом получил собственное помещение, и вот тут Казанцев умер, внезапно, ему было всего 62 года. Это случилось в 2007 году.

После его смерти управление театром было коллективным. Но за десять лет существования ЦДР все основные открытия были сделаны, вся скопленная за долгое время энергия выплеснулась, все активные молодые художники о себе заявили.

На сцене ЦДР — тогда еще на съемной, в музее Высоцкого, были поставлены спектакли, представившие начинающего режиссера Кирилла Серебренникова с пьесой  Василия Сигарева «Пластилин», Владимира Агеева с пьесой братьев Пресняковых «Пленные духи», Ольгу Субботину с их же «Половым покрытием», Владимира Панкова, Михаила Угарова и многих других. Новое поколение драматургов и режиссеров, актеров и сценографов начинало в ЦДР, который даже называли колыбелью театральной революции.

Но через десять лет поток стал иссякать, новые индивидуальности появлялись реже, к тому же от закрывшегося театра «Вернисаж», ранее расположенного на Беговой, вместе со зданием ЦДР получил и часть труппы, актеров, совсем иначе представлявших себе будущее театра.

В общем, когда художественным руководителем был назначен Михаил Угаров, центр пора было снова перенастраивать, ориентировать на работу, на поиск, на новые идеи.

Тогда режиссер Марат Гацалов создал «Мастерскую на Беговой», предложив совсем неизвестным, только что закончившим учебу молодым людям попробовать свои силы с эскизами спектаклей. Сначала заявка, потом набросок, и если руководство театра и экспертный совет из профессионалов оценят замысел, его можно будет довести до состояния готового спектакля. Ну или просто показать свои силы в надежде, что кто-то из специально приглашенных на показы руководителей других театров заинтересуется проектом.

Неожиданно оказалось, что и для обычных зрителей такие спонтанные, эскизные показы представляют интерес, особенно когда они сопровождаются обсуждениями, где может выступить кто угодно.

Несколько таких эскизных спектаклей уже вошло в афишу театра.

Сейчас на Беговой два небольших зала, оба выходят в одно фойе, спектакли не могут идти одновременно в обоих из-за проблем с электрикой. Но уже ремонтируется здание бывшего театра Бориса Покровского на «Соколе», куда переедут, по решению руководства, спектакли основного репертуара, в то время как на Беговой останется открытая сцена, где все будет сосредоточено на экспериментальных, лабораторных поисках.

Михаил Угаров, имеющий опыт работы в поисковом театре (он один из создателей Театра.DOC), уверен, что для рождения новых и интересных спектаклей нужно давать возможность появлению как можно большего числа событий.

Так создается нужная атмосфера, ну а таланты — они в ней сами собой как-то заводятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *