Человек моцартианского склада

Ушел великий театральный режиссер Петр Наумович Фоменко. Увенчанный всеми возможными лаврами, сам он с иронией относился к своей славе и был одним из тех редких людей, которые остро чувствуют фальшивое и настоящее. Для «фоменок», многочисленных учеников мастера, его смерть — личное горе.

Как и для зрителей — весть о его уходе мгновенно разнеслась по сети. «МН» публикуют отдельные реплики на тему смерти режиссера из блогов рунета.

Контекст

  • Без яда
  • Рандеву с Тургеневым
  • Акробаты и клоунессы

 

Александр Архангельский

Петр Наумович Фоменко +.

А это уж совсем грандиозная потеря — как будто выбили опору. Для убежденных театралов, к каковым я не принадлежу, смерть великого режиссера равнозначна катастрофе; для остальных — таких, как я, это утрата еще одного ориентира в культуре. Всегда должны быть люди, чье присутствие заставляет подтянуться и сосредоточиться, хотя сами они чаще всего веселы и легки, как был весел и легок Фоменко, человек моцартианского склада. Таких людей всегда мало, а в последнее время их слой совсем истончился. И пустая скамейка запасных.

Ох, как жалко. Царствие Небесное.

Антон Чиж

Это огромная потеря. Быть может, последний режиссер, который делал Театр, не оглядываясь на моду. А вчера в СПб умерла Владимирова — знаток русского театра и профессор Театральной академии.

Русский театр становиться пустотой. Вечная память.

Элла Михалева (ellmikhaleova)

Трагедия произошла. Утрата, которой еще предстоит оставить роковую отметину на густо заросшем бурьяном и чертополохом поле отечественного театра. Есть смерти, которые так и не удается пережить: они остаются на годы и десятилетия черными дырами в душах и в жизнях. Потеря таких людей, таких Художников, каким был Петр Наумович Фоменко, искривляет время и пространство: с ними уходят этические маяки, на которые — подчас нехотя или бессознательно — но оглядываются.

С ними уходит жесткое, бьющее, дискомфортное, но основополагающее чувство профессиональной планки.

С их уходом рвутся многие и многие золотые священные нити, связывающие театральные поколения.

Наш театр теперь изменится. И изменится в худшую сторону, потому что фигур, равновеликих Петру Наумовичу Фоменко, у нас нет.

Это горе, которое пока не осознано и не проявлено прямыми последствиями. Невосполнимая утрата в самом буквальном, оголенном, прожигающем смысле слова.

Он был «наш человек» — таганковский. Если бы не «Добрый человек из Сезуана», поставленный Любимовым в Щуке, Театр драмы и комедии возглавил бы молодой, полный сил, планов и великолепной творческой дерзости Петр Фоменко.
Он пришел в тот театр, к тогдашнему главному режиссеру Александру Плотникову. Играючи поставил спектакль «Микрорайон» по нашумевшей в начале 60-х повести Карелина. И сразу, первой же постановкой, вернул в хиревший не по дням, а по часам театр публику.
В том спектакле впервые прозвучала со сцены будущей Таганки песня Владимира Высоцкого (и сам автор об этом понятия не имел, играя на другой сцене). В этом спектакле Фоменко открыл несколько молодых актерских талантов — Алексея Эйбоженко и будущих звезд любимовской труппы — Вениамина Смехова, Юрия Смирнова, Татьяну Лукьянову.

Великолепная, нежная чуткость к актеру была его врожденным качеством. Он «давал актерам внутрь», разминая до полутона и полувздоха интонации исполнителей в любимовских «Павших и живых» — великом спектакле ранней Таганки. Работал и на других постановках Любимова.

Актеры старой любимовской труппы вспоминают времена сотрудничества с ним, как счастье и подарок.

Как же долго он был вынужден скитаться и жить в тени других режиссеров, не имея своего театра. И как обокрали  зрителя, лишив Фоменко на годы и годы своего театрального дома. Гибнет русский репертуарный театр…

Max Lolinberg lolinberg

Лучший режиссер был, просто лучший… Смотрел вроде бы все его постановки с конца 80-х. И его фильмы, даже какие-то смежные вещи, телеспектакли и т.д.

Последний спектакль был «Триптих», позапрошлой зимой, гениальный, хотелось вернуться на следующий день и снова посмотреть.

И когда вернулся в Москву в 1998-м году и у мастерской не было своего помещения, видел «Мертвые души» — Тюнина играла Гоголя, Чичикова тоже теперь покойный Степанов. А какая «Одна абсолютно счастливая деревня»? Сидел на лавке внизу, прямо у моих ног Агуреева дышала и хитро смотрела Женю Цыганова. Лучший спектакль Мастерской.

Некоторых его актеров знаю лично, пили и шумели не раз. Часто шутили, что Фоменко навсегда, а он и новое здание театра дождался, очень удачное. Эх…

Раиса Жужева 

Вечная, вечная память!!! Невосполнимая утрата!!! Соболезную родным, близким… Держитесь, ФОМЕНКОВЦЫ!!! Мы все скорбим…

Мы всегда с вами!!!

Katya Parkhomenko

Петр Наумыч Фоменко умер, наши едут в Москву на похороны. R.I.P.

Оксана Хрипун (x_oksana)

Горе. Мастер ушел… Петр Наумович Фоменко. Камертон и Учитель. О его пассионарности уже написано, и будет еще немало, но… вот нельзя, чтобы уходили такие.

Нельзя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *