Четвертая симфония Шостаковича
театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»
18 мая концерт абонемента «Скандальные премьеры мира» посвящен Четвертой симфонии ШОСТАКОВИЧА.
Ее исполнит ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симофнический оркестр петербургской филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА.
Четвертая симфония была задумана весной 1934 года. В прессе появилось сообщение: Шостакович предполагает создать симфонию на тему об обороне страны. Тема была актуальной. Тучи фашизма сгущались над миром. «Мы все знаем, что враг протягивает к нам свою лапу, враг хочет уничтожить наши завоевания на фронте революции, на фронте культуры, работниками которой мы являемся, на фронте строительства и на всех фронтах и достижениях нашей страны,— говорил Шостакович, выступая перед ленинградскими композиторами.— Обязанность наша, как композиторов, заключается в том, что мы нашим творчеством должны поднимать обороноспособность страны, должны нашими произведениями, песнями и маршами помочь бойцам Красной Армии защищать нас в случае нападения врага и поэтому всемерно нужно развить у нас военную работу».
Для работы над военной симфонией правление композиторской организации направило Шостаковича в Кронштадт, на крейсер «Аврора». На корабле он записал эскизы первой части. Предполагаемое симфоническое произведение было включено в концертные циклы Ленинградской филармонии сезона 1934/35 года. Однако работа затормозилась.
Фрагменты не складывались. Шостакович писал: «Это должна быть монументальная программная вещь больших мыслей и больших страстей. И, следовательно, большой ответственности. Многие годы я вынашиваю ее.
И все же до сих пор еще не нащупал ее формы и «технологию». Сделанные ранее наброски и заготовки меня не удовлетворяют. Придется начинать с самого начала».
Премьера была запланирована на 11 декабря 1936 г., исполнить ее должен был оркестр Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри. Однако композитор снял симфонию с репетиций — возможно, под влиянием резкой критики другого своего произведения, оперы «Катерина Измайлова», в статье «Сумбур вместо музыки».
Во время блокады Ленинграда партитура симфонии была утеряна.
В 1946 г. Шостакович по сохранившимся у него наброскам переписал материал для двух фортепиано. Затем в ленинградских библиотеках были обнаружены сохранившиеся партии всех инструментов. Первым исполнителем, спустя почти тридцать лет после создания Четвертой симфонии Д. Шостаковича, стал дирижер Кирилл Кондрашин. Это случилось в 1960 году в Московской филармонии.
Исполненная с огромным успехом, симфония, как и множество других сочинений Д.Д.Шостаковича, быстро завоевала мир — ее тут же стали исполнять в Европе и в США: лучшие дирижеры, такие как Юджин Орманди и Леопольд Стоковский соревновались, кто первый представит премьеру. Одной из причин такого интереса явился образ этой симфонии как музыки, подвергшейся репрессии, музыке с ореолом мученицы. Таким образом, симфония сама «сделала себе биографию», войдя в золотой фонд симфонической музыки XX века.