«Чиновники нас игнорируют»

Театр классического балета вот уже 47 лет не может обрести собственный дом Ирина Мустафина, Екатерина Варюхичева (фото)   Государственный академический театр классического балета основан в 1966 году Игорем Моисеевым. С 1977 года его возглавляют Владимир Василёв и Наталия Касаткина. Однако по нынешний день у театра нет здания – свои постановки приходится показывать на арендованных площадках. А строительство Международного центра балетного искусства, проект которого разрабатывался театром в 80-х годах, длится уже несколько десятилетий и вряд ли завершится в скором времени.

О причинах этого долгостроя «Театралу» рассказал директор театра Иван Василёв. – Иван Владимирович, на каком этапе сейчас находится строительство центра?

– На этапе выселения театра с занимаемой территории. Театр классического балета является учреждением культуры, учредитель наш – Министерство культуры. Соответственно по закону государство обязано наделить театр каким-то имуществом, недвижимостью.

И театр в советское время (в 1966 году) таким имуществом наделили: это были несколько репетиционных залов в бывшем Московском хореографическом училище на Пушечной улице. Сейчас там находится Щепкинское училище. И мы там жили себе, репетировали, выступали, давали в Кремлевском дворце по 90–1 через полтора сами построили эти залы, за счет все тех же арендаторов.

– Точка зрения нового министра культуры относительно вашей проблемы уже известна?

– Поскольку Владимир Ростиславович Мединский занимает свой пост совсем недавно, возможно, он пока еще просто не в курсе наших бед. Мы уже писали ему письма, когда министерство просило увеличить количество спектаклей. Объясняли, что если будут созданы условия, то постановок, конечно же, станет больше. Пока никакой реакции не было.

Вообще, согласно законодательству, при наличии доброй воли все той же Москвы, при наличии политического решения мы можем получить помещение в оперативное управление бесплатно. Если город захочет, он это сделает, как произошло с Цирком Никулина. Им на 25-летие установили льготную арендную ставку – 1 рубль за квадратный метр в год.

Так могло быть и с нами. Но видимо, у нас такой популярности, как у цирка, нет.

– А как вы считаете, связана ли ваша ситуация с отношением в нашей стране к балетному искусству в целом? Или это проблема локального характера?

– Думаю, что дело в отношении к балету в России. Ведь мы предлагаем построить не просто театр, а целый балетный центр. В отличие от Европы в России таких центров пока нет.

На Западе уже давно существует понятие «коммерческий театр». Там есть большое количество преимущественно музыкальных театров, которые приносят прибыль. Мы хотим перенять этот опыт. Притом, по задумке, только 90% времени в здании будет выступать наш театр. Оставшееся же время мы бы гастролировали по миру, а площадка функционировала бы как международный центр балета, где можно бы показывать лучшие достижения как российского, так и мирового балета.

Вот такая у нас идея. На мой взгляд, не самая худшая. Но ее почему-то никто не поддержал…

– Насколько сильно сказываются административные проблемы на творчестве?

– В результате этих переездов качество работы солистов балета, конечно, падает. Нормальный театр, которому не надо арендовать площадки и тратить деньги на перевозки, все, что получает от продажи билетов, может потратить на премию своим артистам, поощрив их тем самым. Мы же все это тратим на решение организационных вопросов. Зарплаты в театре в два раза ниже, чем в среднем по театрам, находящимся в ведении Минкульта.

Хотя новый министр делает все возможное для увеличения зарплат. Притом у нас получается уникальная ситуация. Если в Большой театр пришел артист, он встает, например, в кордебалет и до пенсии в этом кордебалете танцует. А у нас в силу специфики ребята выступают во всех ролях, что позволяет им быть всегда в тонусе и очень быстро овладевать мастерством.

Но, к сожалению, как только они кем-то становятся, тут же нас покидают. И если раньше они уезжали на Запад, переходили в Большой театр, Театр Станиславского и Немировича-Данченко, то сейчас талантливые ребята уходят, например, в автосервис – туда, где побольше платят. Вот это обиднее всего.

И, как я уже сказал, от нас сейчас требуют количество. В нашей ситуации это приходится делать в ущерб качеству. Например, сейчас мы будет работать во Дворце на Яузе без оркестра, но зато выполним приказ сверху.

Наталия Касаткина:

– Хотя Россия справедливо считается родиной балета, у нас в стране центра балетного искусства до сих пор нет. Зато подобные учреждения есть в странах, где балет даже не очень развит. Да, Большой театр – это наша Альма-матер, мы там работали как артисты, начинали как балетмейстеры, мы обожаем его!

Но Большой театр занят своими делами, у него множество планов. А наш центр должен возобновить кровообращение в балетном мире России. У нас будет свободная сцена, на которой мы сможем не только давать собственные спектакли, но и приглашать из разных регионов России балетные труппы, устраивать здесь и фестивали, и конкурсы, и обсуждения, и круглые столы.

Я уже не говорю о том, что фестивали вроде «Золотой маски» всегда ищут помещение для балета.

Это должен быть комплекс зданий, которые работают практически круглосуточно. Здесь должна быть библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр. Ночью в центре могут проходить какие-то интересные выставки, шоу, мюзиклы.

Ведь есть люди, которые не спят, хотят прийти, посмотреть, послушать, почему бы и нет?

Но самое главное, что нам хотелось бы видеть в этом центре, – это балетная школа. Эта школа должна быть нацелена на разные стили, приемы русского балета. Ведь, к сожалению, очень многое утеряно.

Мы просто обязаны восстановить и сохранить традиции великой русской школы балета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *